Курсовая работа: Проблема современного прочтения классики в школе
7. Каким
представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки,
характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи
хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой
замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?
Форма таблицы:
№ |
Программа наблюдений |
Наблюдения, выводы |
|
|
|
Ход урока
1. Сообщение темы,
целей урока. Постановка задач перед учащимися.
2. Задание на дом:
закончить записи в тетрадях.
3. Работа в группах
(7 групп). Выполнение заданий.
4. Отчёты групп о
выполнении заданий. По ходу выступлений представителей групп учащиеся делают
попутные записи в тетрадях. Если ответ окажется неполным, любой ученик (даже из
другой группы), имеет право на дополнение. Первоочередное право принадлежит
членам “своей” группы.
5. Формулирование
одним из учащихся (по желанию) выводов о соответствии повести требованиям
сентиментализма (с опорой на запись, сделанную на предыдущих занятиях):
1) центральной
категорией этого направления является чувство (в отличие от классицизма, где
главным был разум).
2) идея
сентиментализма – мирная, идиллическая жизнь на лоне природы. Пейзаж – идиллический.
3) резкое
противопоставление деревни, как средоточия нравственной чистоты, естества –
городу с его злом, суетой, условностями.
4) цель автора –
заставить читателя сочувствовать героям, переживать вместе с ними.
5) основная тема –
любовная.
6) основная идея –
протест против испорченности аристократического общества.
7) черты:
·
уход от прямолинейности
классицизма в обрисовке характеров и в оценках;
·
подчёркнутая субъективность
подхода к миру;
·
культ чувства;
·
культ природы;
·
культ нравственной чистоты,
неиспорченности;
·
утверждение богатства духовного
мира представителей низших сословий.
8). Окончание
урока. Учащиеся сдают свои записи, списки членов группы с оценками.
Если кто-то оформил
все записи, сдаёт рабочую тетрадь.
Подведение итогов
урока. Выставление оценок за устные монологические высказывания.
Содержание урока
№ |
Программа наблюдений |
Наблюдения, выводы |
1. |
Семья Лизы.
Проблема взаимоотношений в семье. “Формула” благополучия семьи. |
Семья Лизы кажется
идеальной. Она живёт в достатке, в семье все искренне любят друг друга, все
привязаны друг к другу настолько, что и два года спустя Лиза и её мать
“проливают слёзы” о смерти отца и мужа. “Формула” благополучия семьи:
трудолюбие, усердие, любовь к земле и трезвость. |
2. |
«Посеешь поступок -
пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер». Проблема воспитания в
повести. Образ Лизы. Приёмы его создания. |
Центральное место в
произведении занимает образ Лизы. Она любимая героиня. Автор наделяет её
самыми привлекательными чертами характера, ненавязчиво давая понять, что всё
это идёт от воспитания в семье, от примера родителей.
Как мать, Лиза
добропорядочна и честна: она не берёт лишнего за свой труд, считая, что
“лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. Как мать, она любит
природу; сравнения, используемые для создания её образа, все взяты из мира
природы.
В ней высоко развито
чувство дочернего долга. “Когда совершилось грехопадение, Лиза глубоко
переживает, её мучает чувство стыда: она “стояла подле матери и не смела взглянуть
на неё”…Лиза способна на глубокую, нежную, преданную, самоотверженную любовь.
Именно так она относится к Эрасту.
Для создания образа
любимой героини Карамзин использует прямую авторскую характеристику: Лиза у
него “нежная”, “любезная”, “услужливая”, “робкая” (у неё и голос робкий),
“прекрасная” - таковы эпитеты; используемые автором; сравнения тоже говорят в
пользу героини.
Эпитет “несчастная”
и его синоним “бедная” помогают в постижении смысла названия произведения.
|
3. |
Проблема воспитания
в повести. Образ Эраста. Особенности его поведения. Мотивы его поступков. |
Образ Эраста
Карамзин строит по схеме: внешний облик – поступок – прямая авторская
характеристика (“заявка” на особенности характера и поведения) - последующие
поступки – жизненные итоги. То есть по принципу: кажется – является в действительности.
Другими словами, писатель как бы пропускает его через призму крестьянского
сознания: “По одёжке встречают – по уму провожают”.
У самого автора к
герою двойственное отношение: с одной стороны, внешняя привлекательность,
изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям, стремление к
идиллической жизни (“натура призывает меня в свои объятия, к чистым
своим радостям”) – с другой стороны, жестокость, безответственность в
поведении, эгоизм. Причины – в его аристократическом воспитании: ведь,
обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем, он был “слабым и
ветреным” - уже издержки воспитания. Однажды он даже “решился – по крайней
мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести
счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только
брать, не привык отдавать, не умел и не хотел тратить свои душевные силы, да
и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в
светских забавах”. Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце
давно искало”. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со
временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до
конца жизни своей несчастлив”.
|
4. |
Проблема любви в
повести. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? |
Любовь в повести
проходит через судьбы всех героев: Лизы, её родителей, Эраста. Автор
“испытывает” своих героев любовью. Лиза и её родители испытание выдерживают
(“и крестьянки любить умеют!”) – они однозначно симпатичны и автору, и
читателю. А вот над оценкой любви аристократа Эраста Н.М. Карамзин заставляет
подумать.
Любовь
крестьянки-матери выдержала и испытание временем.
Любовь Лизы так же
чиста и глубока. Это первое в её жизни чувство, любовь с первого взгляда.
Любовь Лизы – образец силы чувства. Любовь делает её ещё привлекательнее: “На
лице и во всех её движениях обнаружилась сердечная радость”. Любовь её
жертвенна: “бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю
всё, кроме – Эраста”. Мысли и чувства героини приходят в противоречие, она
перестаёт понимать себя, не умеет выразить словами своё состояние, особенно
после лишения невинности: “Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю
тебя! Только в сердце моём…” Лексические повторы, фигура умолчания помогают
автору подчеркнуть состояние Лизы. Без любви она не мыслит дальнейшего
существования своего и бросается в воду.
О любви Эраста,
слабой, эгоистичной, непостоянной, сказано выше. Любовь между барином и
крестьянкой большинству героев повести кажется невозможной. После того как
Эраст побывал в доме Лизы, она думает: “Если бы тот, кто теперь занимает
мысли мои, рождён был простым крестьянином, пастухом…Мечта!”
Для Эраста встреча с
Лизой – только одно из развлечений в его пресыщенной жизни, экзотическое
приключение
Явственно виден
разлад между намерениями Эраста и его привычками, поведением, тем более,
дальнейшим. К Лизе он подходит, несмотря на новизну ощущений, с прежними
мерками (“помышлял о презрительном сладострастии”).
|
5. |
Проблема греха в
повести. Что нужно помнить, чтобы оставаться “чистым”? |
Непочтение к
родителям. Здесь же – и нарушение заповеди: "Не лги!" – ведь
неполная правда – та же ложь!
Самый же
"главный" в повести грех – прелюбодеяние. Ни у кого не вызывает
сомнения, что истоки греха – в воспитании Эраста, в его поведении. При
встрече с Лизой в городе он уже ведёт себя не по-рыцарски по отношению к
Даме, поступает неосмотрительно: "мимоходящие начали останавливаться и,
смотря на них, коварно усмехались".
После того как Лиза
рассказала Эрасту, что её сватает сын богатого крестьянина, в горе, в
отчаянии она бросается “в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть
непорочности!” Используя приём единоначатия, Карамзин рисует, как молодыми
людьми овладевает “заблуждение”.
Ведь Лиза принесла
себя ему в жертву, “совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во
всём, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала
своё счастье”. Эраст стал её кумиром – а это тоже грех!
Для него же начался новый
виток пресыщения удовольствиями. Лиза перестала быть ангелом непорочности –
пропал интерес к ней.
Автор даёт молодым
людям урок- предупреждение, которое звучит как афоризм: “Исполнение всех
желаний есть самое опасное искушение любви”.
Нарушение норм морали
– предательство. Вместо верности слову, данным обещаниям, верности в любви –
погоня за деньгами, которые откроют путь к новым удовольствиям, к
прелюбодеянию: карты, распутство, из-за которых Эраст и потерял своё имение.
Чтобы жить честной,
чистой жизнью, нужно помнить о нормах поведения, нужно следовать библейским
заповедям.
|
6. |
Особенности
композиции. Роль пейзажей в тексте. Как связаны образы монахов, нарисованные
в начале повести, с концовкой произведения? |
Композиция повести
помогает понять замысел автора и смысл названия повести. Человек всегда
должен помнить о своём назначении, чтобы прожить жизнь с пользой для
отечества, прожить жизнь праведную. Не случайно в начале произведения –
панорама Москвы “с мрачными готическими башнями Симонова монастыря”, с
“ужасными громадами домов и церквей”, “великолепная картина” “бесчисленных
златых куполов”, “крестов, к небу возносящихся”, тучных лугов, светлой
реки… Всё это – часть родины, Российской империи. И Данилов монастырь, и
Воробьёвы горы, и село Коломенское. Природа помогает также “обновить в памяти
историю нашего отечества”.
А ещё в начале
повести другая картина – уже безрадостная: картина опустевшего монастыря с
напоминанием о его обитателях, для которых “все удовольствия исчезли, … все
чувства умерли, кроме чувства болезни и слабости”. “Унылый звон колокола
возвещает безвременную смерть…” И это тоже картина-предупреждение.
Концовка повести
является продолжением и следствием увиденного в начале: безымянная могила у
пруда под мрачным дубом - “вместилище Лизиного праха” - картина упокоения.
Пейзажи в самой
повести идиллические, яркие, сочные, полные жизни. Природа – место жизни
героев повести, они с ней непосредственно связаны, она их радует, они ею
наслаждаются, состояние героев соответствует состоянию природы. Природа
участвует в жизни героев, даёт оценки их поступкам. Вся история любви героев
нарисована на лоне природы.
|
7. |
Образ автора в
произведении. Воплощение в повести замысла писателя. |
Автор представляется
нам в произведении как патриот, как человек глубоко нравственный и ратующий
за чистоту отношений между людьми, чистоту помыслов. Он человек верующий,
христианин – чувствуется его уважение к библейским нормам морали. Это
гуманист: он противопоставляет испорченности аристократов, их паразитизму –
трудолюбие, чистоту, честность крестьян.
Автор любит Лизу,
восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить
причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её.
Автор не равнодушный
бытописатель, всему происходящему он даёт свои оценки. Нам они кажутся
справедливыми, мы соглашаемся с ним, он объективен.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |