Курсовая работа: Образ Ивана Никитича в рассказе А.П. Чехова "Корреспондент"
Через образ Ивана
Никитича и с отношением к нему чиновников, с особой
глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной
интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания
своей оторванности от национальной жизни. Чехов, как многие его современники,
не разделял русское общество на “прогрессивную интеллигенцию” и народ, а рассматривал
его как единое целое.
Согласно
Чехову, корень духовного мещанства — не в какой-либо социальной прослойке,
образовавшейся в ту или иную эпоху промышленного развития, а в безнадежной и
неизлечимой мелочности человеческой природы вообще, превращающей всю нашу
жизнь, независимо от географических зон и экономических перегородок, в сплошную
мещанскую драму. В этом подходе к патологическому явлению вульгарности Чехов сходен
и с Гоголем, и с Достоевским, создавшими извечные типы пошляков и духовных
хамов — Хлестакова, Чичикова и Смердякова.
В рассказе «Корреспондент»
образ Ивана Никитича жалок… В эпизоде, когда Тромбонов выгоняет на улицу,
совершенно не разобравшись в сути «корреспонденции» Ивана Никитича взашей,
Чехов будето бы с сарказмом отмечает, кого именно выгнал чиновник:
«Иван Степанович с
остервенением скомкал корреспонденцию и швырнул комком в лицо корреспондента
газет московских и санкт-петербургских... Иван Никитич покраснел, поднялся
и, махая руками, засеменил из спальной. В передней встретил его Серёжка: с
глупейшей улыбкой на глупом лице он отворил ему дверь. Очутившись на улице,
бледный, как бумага, Иван Никитич побрёл по грязи на свою квартиру…»[19]
Чехов
обостренно сознавал, как западная материалистическая, антидуховная цивилизация,
выхолащивая душу человека, обезличивает его. Писателя удручала беспощадная
переоценка всех ценностей. Все критерии — этические, социальные, эстетические,
философские и религиозные — подвергались сомнению или отвергались критическим
разумом. Равновесие было нарушено, цельность, да и самый смысл общественного
бытия были разрушены, а между тем ни распространение образования, вернее полуграмотности,
ни завоевания науки, ни блестящие триумфы техники не внесли ничего
облагораживающего, ничего светлого и нравственно-устойчивого в общую сумму
человеческого существования. Цивилизация не только не уничтожила духовного
варварства, но сама больше, чем когда-либо, сделалась варварской. Вдумчивый и
неподкупно честный в своих взглядах, Чехов не мог не сознавать, что люди
очутились на краю бездонной, зияющей бездны: Чехов не видел выхода и не знал,
суждено ли культуре пережить страшное нашествие цивилизованных дикарей.
Чехов верил в неисповедимые пути Господни, которые как-то, чудом, быть может,
выведут родину нашу из того тупика, в котором волею судеб она оказалась.
Рассматривая
Чеховский рассказ «Корреспондент», можно отметить, что в творчестве Чехова
отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность и
простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские
заветы любви к людям, отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам,
заветы ныне, столь бесчеловечно попранные вершителями революционно-бунтарской
России, тем не менее живы в наших сердцах как воспоминанья о чем-то очень
дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение
курсовой работы можно сделать выводы.
Образ Ивана
Никитича в рассказе Чехова «Корреспондент» отражает дух своего времени. Журналисты
60-70-х годов, дожившие и доработавшие до 80-х, независимо от их идейной принадлежности
к тому или иному политическому лагерю испытывали много горьких чувств,
наблюдая воцарившиеся в журналистском мире нравы и обычаи. Что же вызывало их
растерянность, а порой и негодование при чтении новых газет и журналов и
при знакомстве с новой журналистской средой?
Безыдейность,
отсутствие ясного, четкого направления в большинстве буржуазных
периодических изданий, особенно в газетах. И не то, что бы это было не дано
новым редакторам или их сотрудникам, а просто к этому никто не стремился.
Ибо это было опасно и невыгодно. Гораздо безопаснее было следовать за
правительственным курсом, позволяя себе изредка нападки на отдельные
промахи царских сановников.
Измельчение
идеалов в журналистике сопровождалось развитием буржуазного
предпринимательства в газетном и журнальном деле, ростом таких явлений, как
взяточничество, вымогательство, лживость, сенсационность и т.д. Контраст
между печатью 80-х годов и печатью годов 60-х был так велик, что это повергало
представителей передовой русской журналистики в недоумение и вместе с
негодованием вызывало у них чувство растерянности. С болью в сердце Н. В.
Шелгунов пишет, что в 80-е годы «печать вынула сама из себя душу и лишилась
всякого содержания». Волнением и скорбью наполнен монолог Щедрина о печати
80-х годов: «Нет, никогда! никогда, даже в самые черные дни, я не мог
представить себе, чтобы сила печати могла осуществиться в тех поразительных
формах, в каких я узнал ее здесь, в эту минуту! Каким образом это
случилось? Какое злое волшебство передало эту силу в руки
Подхалимовых, сделало ее орудием для обложения сборами «брюханов»? Когда
это произошло? и так-таки никто этой перестановки не заметил?»[20]
Заметить
этот процесс действительно было нелегко. Начался он в 70-х годах исподволь,
а, попав в полосу политической реакции 80-х годов, стал протекать с
невероятной скоростью, оглушая современников своими пагубными результатами.
Именно поэтому появился рассказ «Корреспондент» с достаточно колоритным
персонажем.
Чехов не зря описывает своего героя «маленьким человеком», униженным и
оскорбленным. Он сам знал, что такое быть почти нищим и униженным, мечтал
разбогатеть, но и став самим писателем Чеховым, не стал богатым.
Чехов всегда был окружен великим множеством людей, любил женщин и был
любим ими, но на столе держал отцовский перстень с надписью «Одинокому везде
пустыня». Он не стал практикующим доктором, хотя лечил многих, но для России и
мира стал единственным в своем роде диагностом состояния духа и души. Он был
безудержным весельчаком, душой компаний и человеком бесконечно печальным и
одиноким, он был мужественным скептиком, до конца верящим только в порядочность
и душевное бескорыстие отдельного человека. Он никогда не ощущал себя мессией,
знающим истину, а был в этом мире честным тружеником, каким и надлежит быть
порядочному человеку. А быть порядочным человеком, равно свободным от спеси и
от самоуничижения, несущим ответственность перед совестью за себя и ближних, -
это и есть главное назначение человека. Эту идею и перенес Чехов в свой рассказ
«Корреспондент».
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Андрианов И.Н.
Русская печать, - СПб.:Нева, 1999. – 264с.
2.
Антон Чехов и его
критик Михаил Меньшиков: Переписка, дневники, воспоминания, статьи / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит.
им. А. М. Горького. — М.:Рус. путь, 2005. — 475 с.
3.
Венгеров С.А. Чехов//
Литературная газета - №23 - 2000
4.
Есин Б. И. История
русской журналистики (1703—1917), - М: Флинта, Наука, 2000. – 685с.
5.
Есин Б. И. Чехов
— журналист. — М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 104 с.
6.
История русской
журналистики XVIII-XIX веков / Под ред. Западова А.В. М.: Высшая школа, 1979. –
375с.
7.
Медвецкая Е.И.
Теория русской литературы, - М.: Прогресс, 2005. – 693с.
8.
Мелкова А.С.
Антон Чехов, - М.: Азбука, 2000. – 164с.
9.
Молчанов
Л.А.Газетная пресса России, - М.: Издатпрофпресс, 2002. - 385 с.
10.
Семанова М. Л. Сахалинское путешествие Чехова. —
«Ученые записки Ленингр. пединститута им. Герцена», 1948, т. 67.
11. Сочинения. Том 1. М., Наука, 1983
12.
Станько А. И. Русские газеты первой половины XIX
в. Ростов-на-Дону, 1969. – 265с.
13. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. 14. Чехов А.П. Избранное, - М.: Высшая школа, 2000. – 254с.
15.
Чехов А.П.
Повести и рассказы. –М.: Советская Россия, 1980.- 475с.
16.
Яковлев Р.А.
Теория русской литературы, - М.: Наука, 1999. – 375с.
[1]Венгеров С.А. Чехов// Литературная газета - №23 - 2000
[2] Яковлев Р.А. Теория
русской литературы, - М.: Наука, 1999с.53
[3] Есин Б. И. Чехов — журналист. — М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1977
[4] Станько А. И. Русские
газеты первой половины XIX в. Ростов-на-Дону, 1969.с.42
[5] Семанова М. Л.
Сахалинское путешествие Чехова. — «Ученые записки Ленингр. пединститута им.
Герцена», 1948, т. 67.
[6] Чехов А. П. Собр. соч. в
12-ти т., т. 11. М., 1954, с. 296.
[7] Ленин В. И. Полн. собр.
соч. Изд. 5, т. 27, с. 94
[8] Чехов А.П. Избранное, -
М.: Высшая школа, 2000. с.32
[9] Чехов А.П. Избранное, -
М.: Высшая школа, 2000. с.33
[10] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. С.82.
[11] Чехов А.П. Избранное, -
М.: Высшая школа, 2000. с.36
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |