Курсовая работа: Историческая трилогия А.К. Толстого
Курсовая работа: Историческая трилогия А.К. Толстого
План
1.
Введение.
А.К. Толстой, как драматург
2.
Основная
часть. Историческая трилогия А.К. Толстого
2.1 Причины
обращения автора к русской истории XVI
века
2.2 Противопоставление
человеческой и исторической правды в трилогии
2.3 Концепция
русской истории в представлении Толстого – художника
2.4 Основная
идея пьесы «Смерть Иоанна Грозного»
2.5 Образ
царя Фёдора – создание творческой фантазии Толстого
2.6 Борис
Годунов в трактовке Толстого
2.7 Пьеса
«Царь Борис» - катастрофа трилогии
3
Заключение.
Трилогия Толстого – яркая страница русской исторической драматургии
Список используемой литературы
1.
Введение. А. К. Толстой, как драматург
Алексей
Константинович Толстой (1817—1875), писатель яркого и многогранного таланта, на
протяжении всего творческого пути отличался неизменным интересом к историческим
темам. Как органично входит история, например, в лирику Толстого, видно по
стихотворению, без которого вообще невозможно представить себе этого поэта: «Колокольчики
мои, цветики степные...» Из всех полевых цветов поэт выбирает именно колокольчик
- «цветок-колокол»; а что слышится поэту в звоне колокольчиков - об этом
сказано в начальном варианте стихотворения:
Вы звените
о былом
Времени
далеком,
Обо
всем, что отцвело,
Чего нет
уж боле…
Секрет
своеобразия и очарования этого стихотворения в том, как интимно-лирически
прочувствована здесь историческая тема.
Вслед за
этим популярнейшим стихотворением вспомним наиболее значительное прозаическое
произведение Толстого - исторический роман «Князь Серебряный». Предыстория
создания романа отмечена интересной подробностью: обратившись (в конце 40-х
годов) к этой теме, Толстой, по-видимому, первоначально пытался осуществить
свой замысел в форме драмы. Так была сделана проба сил в той самой области
творчества, которой через много лет целиком посвятил себя писатель:
исторической драматургии. Семь лет жизни (1863 - 1869) зрелый художник отдал
созданию, которое стало вершиной его творчества, - драматической трилогии на
материале русской истории XVI
века. Толстой обратился к тем временам, когда русское государство было
потрясено внутренними катаклизмами, когда пресеклась древняя династия и Россия
оказалась на пороге Смутного времени. Образ всей этой эпохи - одной из самых
драматичных в русской истории - и запечатлел Толстой-драматург в своем
историческом триптихе, в трех трагедиях: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович»
и «Царь Борис».
2.
Основная часть. Историческая трилогия А.К.
Толстого
2.1.
Причины обращения автора к русской истории XVI века
Трилогия
связана в единое целое не только хронологией - последовательностью трех царствований,-
но и единством проблематики: в трех разных проявлениях драматург представил
сквозную центральную идею «трагическую идею самодержавной власти» (по выражению
известного литературоведа, академика Н. Котляревского). Проблема эта была и
объективно актуальна в русском обществе 00-х годов XIX века, когда столь явствен стал (после Крымской войны)
кризис самодержавия,- и лично для Толстого она была остро насущной. В условиях
напряженной идейно-политической борьбы, когда центральным событием стало
формирование революционно-демократической идеологии и эстетики, позиция
Толстого была очень своеобразна. Он не скрывал своего неприятия
революционно-демократического движения, не видя в нем ничего, кроме
«нигилизма», - и в то же время, пользуясь своей близостью к императору
Александру II, вступился за осужденного
Чернышевского; с другой стороны, будучи аристократом по рождению и образу
мыслей, Толстой резко критически относился к правительственным кругам и открыто
выступал против самодержавного деспотизма, засилия бюрократии, цензурного
произвола. Идеологию Толстого можно определить как «аристократическую
оппозицию» - и в ней романтическая идеализация исчезнувших «аристократически-рыцарственных»
форм жизни неотделима от его художнической природы, не находившей в современной
действительности своих идеалов свободы, любви и красоты. «Вся наша
администрация и общий строй - явный неприятель всему, что есть художество,-
начиная с поэзии и до устройства улиц» - очень характерное для Толстого
заявление. Поэт не приемлет бюрократизацию русского государственного строя, его
удручает измельчание и перерождение «монархического принципа», он печалится об
исчезновении «рыцарственного начала» в общественной и частной жизни, его
отталкивают неразумность, уродства, беззаконие, косность в любых их проявлениях,
- словом, его жажда гармонического устроения русской жизни остается
неудовлетворенной.
Неприятие
современной действительности, острое чувство кризисного состояния русской
государственности, размышления о корнях кризиса и вообще о судьбе России - все
это и обусловило обращение Толстого-драматурга к русской истории XVI века, к трем последовательным
царствованиям: Ивана Грозного, Федора и Бориса Годунова.
2.2 Противопоставление человеческой и
исторической правды в трилогии
Уже из
названий трагедий видно, что в центре внимания Толстого - личности трех
монархов: не социальные конфликты, а психологические пружины индивидуальных характеров,
с их внутренними страстями, есть движущая сила этих исторических трагедий. При
этом для художественно-исторического метода Толстого характерно главенство
моральных категорий: исторические события он оценивал с точки зрения этических
законов, которые казались ему одинаково применимыми ко всем временам.
Драматургу не раз указывали на «несходство» его героев с реальными
историческими деятелями; на это он отвечал (в записке под названием «Проект
постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного»): «Поэт... имеет только
одну обязанность: быть верным самому себе и создавать характеры так, чтобы они
сами себе не противоречили; человеческая правда - вот его закон; исторической правдой
он не связан. Укладывается она в его форму - тем лучше; не укладывается - он
обходится и без нее». Противопоставляя «человеческую» и «историческую» правду,
Толстой защищал свое право оценивать любую историческую реальность с позиций
общечеловеческого морального смысла и пересоздавать эту реальность с помощью
своего «нравственно-психологического историзма».
2.3 Концепция русской истории в
представлении Толстого – художника
Чтобы
понять, почему драматург избрал для начала своей трилогии царствование Ивана
Грозного, нужно вспомнить своеобразную концепцию русской истории Толстого -
художника.
Свои
исторические представления, суждения, симпатии и антипатии Толстой неоднократно
излагал в поэтической форме; но одна из его баллад представляет собой как бы
«символ веры», где высказана главная идея его своеобразного «романтического
историзма». Баллада эта - «Чужое горе». Лирический герой «Колокольчиков»,
скачущий на коне в степном просторе, как бы превращается здесь в некоего
условно-исторического «русского богатыря»: его вольный бег скован дремучим
лесом, в котором к нему за спину садятся три непрошеных седока, олицетворяющих
давнее, но неизбывное горе России. Это - «Ярослава горе» (древнерусские
княжеские усобицы), «татарское горе» (монгольское иго) и «Ивана Васильича горе»
(правление Ивана Грозного). Для Толстого самое мрачное событие русской истории -
это монгольское иго: оно не только уничтожило Древнюю Русь (обескровленную
феодальными распрями), но и породило на русской почве те формы самодержавного
деспотизма (наиболее полно воплощенного в Иване Грозном), которые исказили
существо национальной жизни, как она сложилась в Древней Руси.
2.4 Основная идея пьесы «Смерть Иоанна
Грозного»
Жестокий
и кровавый деспотизм Ивана Грозного был для Толстого одним из трех главных зол
всей русской истории; не удивительно, что поэт многократно обращался к этой
эпохе в своем творчестве (баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»,
«Старицкий воевода», роман «Князь Серебряный»). Когда же он приступил к работе
над трагедией «Смерть Иоанна Грозного» (она создавалась в 1803 - начале 1804
г.) и ему потребовались многочисленные исторические материалы, то главным их
источником стала книга, которая многие годы была любимым чтением поэта «История
Государства Российского» Карамзина. «Разум превосходный», помраченный жестокой
подозрительностью тирана; глубокие страсти и сильная воля, попавшие в
«раболепство гнуснейшим похотям»,- этот портрет «изверга», ярко и патетически
нарисованный Карамзиным, стал прообразом и для толстовского Иоанна. Однако
материал, заимствованный из «Истории» Карамзина, драматург выстроил очень
своеобразно: действие происходит в год смерти царя (1584) - и к этому году
Толстой «стянул», приурочил многие события, которые в действительности
происходили и раньше, и позже этого года. Сделано это было прежде всего с целью
наиболее острого «психологизирования» образа главного героя. Этим предпочтением
«драматического психологизма» «хроникальное» Толстой резко выделялся среди
современных ему драматургов, тяготевших к жанру исторической хроники (которая,
на взгляд Толстого, была не драмой, а «историей в диалогах»). В своей
драматургической практике он отстаивал право «отступления от истории» ради
задач художественных и идейных; а оправданием этому вольному обращению с
историческими фактами должна была служить внутренняя идейно-художественная
целостность произведения.
Эта
целостность есть в трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Важнейшее династическое
событие последних лет жизни Ивана IV - убийство наследника престола Ивана - драматург переносит из 1581 года
в 1584-й; более того - он делает это событие как бы «прологом» своей трагедии.
С этого «последнего злодейства», истощившего «долготерпенья божьего пучину», и
начинается зловещее «падение» Иоанна, которое в итоге обнаруживает страшное
зрелище «распадения» всего государства - результат его безумной тирании. Все
построение трагедии ориентировано, «нацелено» на выявление этой главной идеи,
которая в финале фокусируется с некоторым даже «дидактизмом» (что вообще характерно
для всей трилогии) в словах боярина Захарьина (единственного «светлого»
персонажа этой пьесы): «Вот самовластья кара! Вот распаденья нашего исход!»
Этот морально-политический итог своей трагедии драматург сам прокомментировал,
разъясняя ее общую идею в «Проекте» постановки. Говоря о том, что «ревнивая
подозрительность» и «необузданная страстность» Грозного побуждает его
истреблять все, что может, по его мнению, нанести ущерб его власти («сохранение
и усиление которой есть цель его жизни»), драматург следующим образом
резюмировал итог своей трагедии: «...служа одной исключительной идее, губя все,
что имеет тень оппозиции или тень превосходства, что, по его мнению, одно и то
же, он под конец своей жизни остается один, без помощников, посреди
расстроенного государства, разбитый и униженный врагом своим Баторием, и
умирает, не унося с собой даже утешения, что наследник его, слабоумный Федор,
сумеет достойно бороться с завещанными ему опасностями, с бедствиями,
вызванными и накликанными на землю самим Иоанном чрез те самые меры, которыми
он мечтал возвысить и утвердить свой престол».
Страницы: 1, 2, 3, 4 |