Курсовая работа: Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики
Но
центральное место в «Мнемозине» занимала статья Кюхельбекера «О направлении
нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованная во
второй книжке альманаха. Это было боевое выступление, в котором защищались
основные положения литературно-эстетической программы декабристов: борьба с
подражанием, требование самобытной литературы, насыщенной высоким гражданским
пафосом, острая критика элегического романтизма карамзинского толка, творчества
Жуковского и поэтов его школы.
Определяя
современное состояние литературы, Кюхельбекер решительно заявляет: «У нас все мечта
и призрак, все мнится и кажется и чудится, все только будто бы, как бы, нечто,
что-то… чувств у нас уже давно нет: чувство уныния поглотило все прочие.
Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости; до бесконечности жуем и
пережевываем эту тоску и наперерыв щеголяем своим малодушием в периодических
изданиях… Из слова же русского, богатого и мощного, силятся извлечь небольшой,
благопристойный, приторный, искусственно тощий, приспособленный для немногих, язык,
un petit jargon de coterie». Явно намекая на баллады и элегии Жуковского,
Кюхельбекер писал: «Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла
и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, лес, за которым сто раз
представляют заходящее солнце, вечерняя заря; изредка длинные тени и
привидения, что-то невидимое, что-то неведомое:… в особенности же туман: туманы
над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя».
Довольно
строго отзываясь и об элегиях Пушкина, Кюхельбекер противопоставляет им его
романтические поэмы. Он боролся за Пушкина как критик декабристского лагеря и
хотел направить творчество поэта в русло гражданского романтизма. По мнению
Кюхельбекера, высокие общественные идеи могут быть выражены только в таких
жанрах, как гражданская ода, героическая поэма, трагедия, народно-патриотическая
дума, сатира и комедия.
Среди многих,
кто напал «на Кюхельбекера за его смелую статью», был Булгарин. Свой ответ
Булгарину («Разговор с Ф.В. Булгариным») Кюхельбекер напечатал в третьей
книжке «Мнемозины»; здесь он дополнительно аргументировал и развил положения
своей статьи. Одоевский сразу же выступил на стороне Кюхельбекера и вслед за
его «Разговором» поместил «Прибавление к предыдущему Разговору», также
направленное против Булгарина; кроме того, в третью книжку «Мнемозины» Одоевский
включил фельетон «Следствия сатирической статьи» и высмеял тех поэтов («парнасников»),
которые «глаз не сводят с туманной дали».
В «Мнемозине»
появился один из первых положительных отзывов о комедии Грибоедова, полемически
направленный против реакционной критики. В статье «Несколько слов о Мнемозине
самих издателей» утверждалось, что «Горе от ума» делает «честь нашему времени»
и заслуживает «уважения всех своих читателей, кроме некоторых привязчивых
говорунов».
Подобно
«Полярной звезде» «Мнемозина» имела большой успех у читателей: первая книжка
вышла тиражом 600 экземпляров, вторая – 1200 экземпляров. Это был второй, после
«Полярной звезды», случай, когда альманах печатался таким большим тиражом.
Белинский
рассматривал «Мнемозину» как «журнал, предметом которого было искусство и
знание». Великий критик указывал на большую роль «Мнемозины» в распространении
серьезных теоретических знаний и новейших научных идей, в обогащении русского
языка научной терминологией.
Еще один
альманах декабристов – исторический и одновременно литературный – «Русская
старина». Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного»
издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на
1825 г. Корнилович – историк и исторический беллетрист, серьезно изучал
эпоху Петра I, был участником Вольного общества любителей российской
словесности, также был сотрудником «Полярной звезды» и других изданий.
Книжка
«Русской старины» состояла из пяти статей Корниловича, объединенных общим
названием «Нравы русских при Петре Великом», и четырех статей историка и
этнографа В.Д. Сухорукова, имевших заглавие «Общежитие донских казаков в
XVII и XVIII столетии». В произведениях Корниловича очень высоко оценивалась
деятельность Петра I как просвещенного монарха-реформатора, делалось характерное
для декабристов скрытое противопоставление Петра I Александру I. Пушкин,
работая над «Арапом Петра Великого», обращался к статьям Корниловича, в
частности к статье «О первых балах в России».
Сухоруков
собирал материалы по истории Войска Донского. В своих работах он подчеркивал
героизм, мужество, природное свободолюбие донского казачества, т.е. те
гражданские добродетели, которые прославлял Рылеев в «думах» и поэмах. Статьи
Корниловича и Сухорукова, отличаясь исторической точностью, были в полном смысле
слова художественными произведениями.
«Русская
старина» была сочувственно встречена читателями и вскоре вышла вторым изданием.
Ещё одним
изданием декабристов был альманах «Северные цветы». После «Полярной звезды» – это
лучший и наиболее поэтичный русский альманах. Появление «Северных цветов» было
связано с отказом Бестужева и Рылеева от услуг книгопродавца И.В. Сленина,
который ранее заведовал коммерческой и технической стороной дела. Сленин в свою
очередь уговорил Дельвига издавать свой альманах, выпуск и распространение
которого находились бы в руках книгопродавца. Дельвиг согласился, итогом их
сделки стал альманах «Северные цветы».
Оба альманаха
были приближены к Вольному обществу любителей российской словесности, но
представляли два разных крыла: левое – «Полярная звезда» и правое – «Северные
цветы», что, несомненно, вызвало противостояние издателей. Но, несмотря на это
нельзя сказать, что у альманахов были различные литературно-общественные
позиции. Подобно «Полярной звезде» «Северные цветы» печатали не только
произведения оппозиционного содержания, но и революционного. К этим
произведениям относятся: «Партизаны» Рылеева, «Пощада певца», «Ночь», «Смерть»
Кюхельбекера, «Тризна» Одоевского. Не смотря на скрытое соперничество, по
большому счёту эти два альманаха были очень похожи, их даже сравнивали критики
по многим критериям: содержание, общественно-политическая направленность,
авторы и т.п. Альманах «Северные цветы» после событий в декабре 1825 года
выходил ежегодно в течение восемь лет, сначала под редакцией Дельвига, а потом А.С. Пушкина.
Известно, что на то время «Полярная звезда» сошла с арены периодики, и поэтому
«Северные цветы» стали своеобразным сплочением литературных сил.
Художественный
уровень произведений, печатавшихся в альманахах периода декабристского
восстания, даже в лучших из них, был очень не равноценен. «Гениальные творения
классиков перемежались на страницах этих изданий с посредственными стихами и
прозой малоодарённых и заслуженно забытых авторов». Но ведь это и делает
альманахи, скажем так, своего рода зеркалом, в котором отразилась реальность
литературного развития. Это подтверждает, что литература – не только
бессмертные имена. «Великие писатели творят рядом с писателями второй и третьей
величины». Также необходимо отметить, что очень многие великие произведения
известных авторов печатались впервые отрывками в альманахах декабристов. Это, к
примеру, «Евгений Онегин», «Цыганы» А.С. Пушкина и многие другие.
Проанализированные
альманахи объединяли писателей, которые своими произведениями доносили до
читателей идеологии изданий, позиции литературных лагерей, позиции
декабристского движения. Каждый поэт и писатель внёс свой неоценимый вклад в
альманахи. Фризман называл альманахи соединяющим звеном читателей и писателей.
С чем сложно поспорить.
Каждый из
сравниваемых с «Полярной звездой» альманахов занимает своё место в литературе и
общественной жизни того времени. Так «Полярная звезда» стала своеобразным
литературным спутником декабристов. «Мнемозина», в отличие от других изданий
была вообще завуалированным изданием, похожим больше на журнал, так как
выходила один год с журнальной периодичностью. «Он собирается издавать журнал, –
писал Вяземский Жуковскому о планах Кюхельбекера относительно «Мнемозины», – но
и тут беда: имя его, вероятно под запрещением у цензуры». Схожая ситуация была
у Рылеева с Бестужевым, которые изначально также планировали журнал. В итоге и
те и другие прикрылись от цензуры альманахами.
Мысли об
издании многих альманахов того времени зародилась у их издателей под влиянием
успеха «Полярной звезды». К ним относятся «Невский альманах», «Московский
альманах для прекрасного пола», «Майский листок», «Весёлый рассказчик и т.д.».
Необходимо
отметить, что в ходе сравнительного анализа альманахов декабристов были
выявлены общие черты характерные для этого типа периодики: содержание,
структура, авторы, литературно-общественное назначение, идеологические позиции и
т.д. Это еще раз позволяет подтвердить вывод, сделанный в параграфе 2.1. о том,
что «Полярная звезда» – альманах по типу издания.
Заключение
Рождение
альманаха в России обычно связывают с именем Н.М. Карамзина – зачинателя
новой русской журналистики, создаваемой с учетом европейского опыта. Следом за
ним обратили своё внимание к этому типу издания декабристы. Упорно продвигая
свои идеи к читателям, они издавали именно альманахи, укрываясь тем самым от
цензуры. По словам А.С. Пушкина, в это время «альманахи сделались представителями
нашей словесности».
Альманахи в
своей динамике отражали изменения в общественно-культурной жизни страны. Но в
современном мире они утратили свое значение, свою популярность, так как интерес
читателей к данному типу издания потерялся. В современной теории журналистики
альманахами называются исторически сложившиеся разновидности коллективного сборника.
Критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и до сих пор у
исследователей русской литературы и журналистики нет единого мнения по этому
поводу. Тем не менее, они классифицируются по отдельным признакам:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 |