Контрольная работа: Творчество Н.В. Гоголя
Контрольная работа: Творчество Н.В. Гоголя
1. Приведите примеры
карнавальной образности в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя
Украинская народно-праздничная и
ярмарочная жизнь, отлично знакомая Гоголю, организует большинство рассказов в
“Вечерах на хуторе близ Диканьки” - “Сорочинскую ярмарку”, “Майскую ночь”,
“Ночь перед Рождеством”, “Вечер накануне Ивана Купала”. Тематика самого
праздника и вольно-веселая праздничная атмосфера определяют сюжет, образы и тон
этих рассказов. Естественно, мотивы карнавализации встречаются в творчестве
Гоголя.
Основная цель карнавала – вывернуть
наизнанку привычные представления о мире как о разумной иерархической системе,
поставить с ног на голову обычный порядок вещей, осмеять все привычное и
застывшее с тем, чтобы через отрицание, осмеяние способствовать его возрождению
и обновлению.
Основа комического у Гоголя – это
карнавальность, то есть такая ситуация, когда герои как бы надевают маски,
проявляют непривычные свойства, меняются местами и все кажется перепутанным,
перемешанным. На этой основе и возникает очень своеобразная гоголевская
фантастика.
В «Майской ночи» мы видим как
гуляют парубки. Левко уже было хотел утихомирить их, но их неожиданное
появление и открывает ему человека, который предлагает Ганне более серьезную
любовь, браня при этом Левко. Этот незнакомец оказывается его отцом.
Вот тогда-то Левко и решает
проучить его, подбивая буянов-парубков. «Согласны ли вы побесить хорошенько
сегодня голову?», - спрашивает Левко у них, и просит переодеваться всех «кто во
что ни попало». Тут мы видим и неподчинение Левко своему отцу, все это
сопровождается карнавальным переодеванием, публичным осмеянием головы (Левко
сочиняет песню про своего отца с неблагопристойными словами).
В «Ночи перед Рождеством» так же
есть мотивы карнавализации. Стоило черту (по свом личным "нечистым"
мотивам) украсть с неба месяц, как все смешалось в человеческом мире. А черту
всего и надо-то было, что насолить заклятому врагу - кузнецу Вакуле да
понежиться с его матерью - ведьмой Солохой. Не тут-то было: вознамерившийся
всех охмурить, черт сам был одурачен, попав в плен к Вакуле и покорно
отправившись с ним на плечах в Петербург к самой Екатерине.
М. Бахтин пишет, что
«существеннейшую роль играет веселая чертовщина, глубоко родственная по
характеру, тону и функциям веселым карнавальным видениям преисподней». Злая
стихия, а здесь это черт, становится травестийным персонажем, которого можно
высмеять. Вакулу «забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он
снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему».
Карнавализирован образ Пацюка.
Очень интересно показано как Пацюк поедает вареники. Он «разинул рот, поглядел
на вареники и еще сильнее разинул рот», но его лень и обжорство довело его до
того, что ему лень наклоняться, поэтому вареники сами падали ему в рот.
М. Бахтин
отмечает «совершенно карнавальный образ игры
в дурачки в преисподней в рассказе «Пропавшая грамота», когда ведьмы, играя в
дурачка, предлагают деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет,
свою шапку.
2.
Проанализируйте портрет героя в одной из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя
(«Шинель»)
Портрет в
литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том,
что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё
идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица,
одежды, движений, жестов и манер.
Акакий
Акакиевич Башмачкин – герой повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Акакий
Акакиевич служил переписчиком, причем нужно отметить, что эта должность
находится в самом низу социальной иерархической лестницы, должность самая
простая и абсолютно нетворческая. В переписывании, и только в нём,
"виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир". Даже дома,
встав из-за стола, "вынимал баночку с чернилами и переписывал
бумаги", принесенные из департамента. Другому развлечению он не
предавался, интересы его были скудны и ограничены.
Стоит также
упомянуть о быте Акакия Акакиевича. "Приходя домой, он садился тот же час
за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая
их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору.
Заметивши, что желудок начинал пучится, вставал из-за стола...". Создается
впечатление глуповатого человека, абсолютно незаметного.
"Молодые
чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского
остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто
бы никого и не было перед ним...". Действительно он был абсолютно
беззлобным человеком, на все подколы и унижения его коллег он только искренне
удивленно спрашивал: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?".
Еще одна
деталь, характеризующая портрет героя, это его речь. Речь Акакия Акакиевича
была бессвязной и сбивчивой. "Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют
никакого значения…». Незначительная его речь показывает насколько
незначительным был и ее обладатель.
Внешне этот
человек выглядит глуповато, покорно терпит издевательства чиновников. Он «низенького
роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже па вид подслеповат,
с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Портрет Акакия
Акакиевича как бы незавершенный и нецелостный.
Наверное,
такие характеристики и дали повод критикам называть Акакия Акакиевича то
«совершенным идиотом», то В.Маркович сопоставляет его с образом святого
мученика Акакия.
Смерть Акакия
Акакиевича ничего не изменила в департаменте, что еще раз подчеркивает
типичность судьбы «маленького человека».
3.
Рассмотрите интерьер одной из помещичьих усадеб, изображенных писателем в поэме
«Мертвые души» (усадьба Степана Плюшкина)
Степан Плюшкин
завершает в «Мертвых душах» галерею помещиков.
Интерьер (от
фр. - внутренний) - описание внутреннего убранства помещений, характеризующее
эпоху, страну, общественное положение их владельца, его
художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.
Описание
интерьера Плюшкина, наверное, нужно начать еще с того момента, когда Чичиков
только подъезжал к его дому. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех
деревенских строениях…». Это и дома без окон, и опустевшие, истрескавшиеся
сельские церкви, заросшие сады. Не зря я привела описание деревни, в которой
жил Плюшкин, потому что сам дом хозяина Чичикову «показался теперь еще
печальнее».
«Зеленая
плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских,
амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла двор; возле них направо и
налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то
хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно», - именно
таким увидел дом Плюшкина Чичиков.
Все описание
внешнего вида этой усадьбы проникнуто тоской, ужасен не только внешний вид
дома, но и внешний вид хозяина этой усадьбы. Да и назвать усадьбой это жилище
вряд ли возможно.
Недаром
Чичиков сначала принял хозяина дома за ключницу, настолько натура Плюшкина уже
потеряла свой облик.
Все описанное
Чичиковым действительно угнетает, такое ощущение, что в этом доме нет ни единой
живой души. Внешний заброшенный вид этого дома говорит о его хозяине, о его
душевном разложении, что позже мы увидим. Но сразу можем сказать, что в таких
условиях может жить только пропащий человек.
Все напоминает
мрачный склеп, в котором хозяин дома похоронил себя заживо.
Внутренний
интерьер дома выглядит ни чуть ни лучше. В еле озаренной светом комнате виден
беспорядок, нагромождение мебели, «на одном столе стоял даже сломанный стул, и
рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил
паутину». «Лежало множество всякой всячины», - наверное, одни эти слова уже о
многом говорят.
Действительно
вещи в большинстве своем были абсолютно ненужными, сломанными, затхлыми,
пожелтевшими от старости. Плюшкин абсолютно безразличен к своему жилищу, все
обрастает плесенью, паутиной и пылью.
Все вещи
беспорядочны и лишены своего прямого смысла, как и сама жизнь Плюшкина. Он –
заложник своего жилища, при этом сам Плюшкин, как мне кажется, не страдает от
ущербности своего существования.
Бережливость и
скупость Плюшкина переросли в нечто большее, покупщики перестали с ним
торговаться, «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть
разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень…». На это Плюшкин
масло обращал внимание, его больше волновало «где лежало перышко или сургучик».
Так его жилище
превратилось в кладбище ненужных вещей, и предположу, что сам Плюшкин
чувствовал себя при этом комфортно.
4.
Объясните особенности драматургического конфликта в комедии «Женитьба». Почему
главная тема комедии – «иллюзорность»?
Вся комедия
«Женитьба» представляет собой иллюзию должного, замена его комическим. Комизм
– от стремления совместить несовместимое, а это стремление – от сознания
важности ситуации. Исчерпывающая интерпретация комедии – идеал, вечно
недостижимый, как искомый жених Агафьи Тихоновны.
Комичен и выбор жениха Агафьей
Тихоновной «Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю
Божию: кто выкинется, тот и муж. Напишу их всех на бумажках, сверну в трубочки,
да и пусть будет что будет», и ее рассуждения на тему выбора. По ним видно, что
у нее нет того единственного человека, за которого она собирается выйти замуж. Отсюда
и возникает иллюзия женитьбы.
В самом развитии темы женитьбы то и
дело возникают мотивы товарных отношений. Как в магазине или на рынке. К самому
себе персонаж порою относится как к товару. Себя нужно подать с лучшей стороны.
Вместо достоинств материальных соперники всячески рекламируют достоинства
моральные: мужество, галантность. Они утрируют – путем использования
сентиментальных штампов и комических усечений. Каждый козыряет понятиями,
относящимися, по их мнению, к высшим моральным и интеллектуальным ценностям.
Страницы: 1, 2, 3 |