рефераты рефераты
Главная страница > Контрольная работа: Тема природы в романе И.В. фон Гете "Страдания юного Вертера"  
Контрольная работа: Тема природы в романе И.В. фон Гете "Страдания юного Вертера"
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Контрольная работа: Тема природы в романе И.В. фон Гете "Страдания юного Вертера"

Понимая природу как Природу-Мать Вертера, вполне логично будет, развивая нашу мысль заключить, что Природа-Мать есть первородный элемент естества описываемого мира в романе. Исходя из выведенного нами понимания природы, можно сделать вывод, что наиглавнейшим метамеханизмом текста (приводящим в нужное движение другие метамеханизмы, которые в сумме своей работы вызывают у читателя нужные для Гете эмоции), - является только Природа в ее гетевском понимании.

Высшим символом мировоззрения Гёте является Бог-природа, в которой есть вечная жизнь, становление и движение, открывает нам, «как она растворяет твердыню в духе, как она продукты духа превращает в твердыню». Дух и материя, душа и тело, мысль и протяженность, воля и движение – это для Гёте дополняющие друг друга основные свойства Природы. Отсюда также для деятельно-творческого человека следует: «Кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его». «Человек, как действительное существо, поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним – возможное. Он, по-видимому, является органом чувств (sensorium commune) природы. Не все в одинаковой степени, однако, все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и свершается во все времена». О месте человека в Природе Гете говорит: «Все есть вечная жизнь, становление и движение, открывает нам, «как она растворяет твердыню в духе, как она продукты духа превращает в твердыню». Дух и материя, душа и тело, мысль и протяженность, воля и движение – это для Гёте дополняющие друг друга основные свойства Природы. Отсюда также для деятельно-творческого человека следует: «Кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его». «Человек, как действительное существо, поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним – возможное. Он, по-видимому, является органом чувств (sensorium commune) природы. Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое. Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и свершается во все времена». О месте человека в Природе Гете говорит: «Все есть гармоническое Единое. Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой. Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом. Мы пытаемся выразить это: случайный, механический, физический, химический, органический, психический, этический, религиозный, гениальный. Это – Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся. У природы – она есть все – нет тайны, которой она не открыла когда–нибуть внимательному наблюдателю». Итак, Гете своим образным рассмотрением природы, по-существу продолжает линию немецкой натурфилософии.

Природа – то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально – бытие вообще: Она есть все.

Описание природы помогает создать психологический настрой прочтения текста читателем, помогает вскрыть интимный сиюминутный монолог души, подготавливает нас к изменениям жизни персонажа. Гете в академической форме транскрибирует этот монолог в сильные динамичные зарисовки природы, причем писатель иногда освобождает себя от подробного описания, он обозначает лишь контуры действа, а яркие картины все же удивительно-четко рождаются в воображении читателя:

Он добрел до небольших ворот. Сторожа знали его и пропустили без разговоров. Шел мокрый снег, а он лишь около одиннадцати часов снова постучался у ворот. Когда он воротился домой, слуга его заметил, что барин потерял шляпу. Однако не осмелился ничего сказать, раздевая его. Вся одежда промокла насквозь. Впоследствии шляпу нашли на уступе холма, обращенном к долине; непостижимо уму, как ухитрился он в темную, дождливую ночь взобраться туда, не сорвавшись.

Музыка двух душ – природы и человека. Гнетущая масса оркестра и вырывающийся из этой массы надрывной голос одинокой виолончели, готовой разорвать свои струны. Аникст отмечает, что «пейзажи в романе постоянно намекают на то, что судьба Вертера выходит за рамки обычной истории неудачной любви. Она проникнута символичностью, и широкий вселенский (т.е. природный, - А.С.) фон его личной драмы придает ей поистине трагический характер». Природа для Вертера это прирученная им энергия, которая дала ему силы пронести свою необузданную натуру через сюжет романа.


Вывод

В нашей работе мы попытались рассмотреть тему природы в романе Гете; вывести природу на новый космогенный уровень. Понимание природы как богини-Матери Вертера дает нам дополнительное прочтение поступков героя, - мы понимаем под природой не просто некую удобную нам, как читателям транскрипцию чувствований персонажа, а видим в ней уже персонажа равноправного, с которым Вертер ведет диалог на протяжении всего произведения. Некое двойственное чтение: мир людей и мир природы пропадает. Стоит отметить, что наша работа не указывает, как именно надо понимать природу в романе, мы только даем один из вариантов понимания текста, оставаясь в рамках классического литературоведения.


Литература

1.  Гете И.В. Страдания юного Вертера: Роман. Фауст: Трагедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 665с. («Библиотека всемирной литературы»).

2.  Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 1600с.

3.  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

4.  Словарь философских терминов. – М.: ИНФРП-М, 2005. – 731с. (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).

5.  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

6.  Античная мифология: энциклопедия. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. – 768с. (Тайна древних цивилизаций).

7.  Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М.: Худож. Лит., 1986. – 544с.

8.  Лихтенштадт О.В. Гете. Борьба за реалистическое мировоззрение. Гос. изд.-во етербург, 1920. – 500с.

9.  Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т.I. Половина жизни. – М.: Радуга, 1987. – 592с.

10.  История немецкой литературы в трех томах. Т.I. От истоков до 1789 г. – М.: Радуга, 1985. – 352с.

11.  История зарубежной литературы ХVIII века. – М.: Радуга, 1985. – 352с.


Страницы: 1, 2

рефераты
Новости