Контрольная работа: Тема осени в стихотворениях Н. Некрасова "Несжатая полоса", Ф. Тютчева "Осенний вечер", А. Фета "Ласточки пропали"
Это и образ стаи грачей,
которая кружится на фоне вечерней зари, напоминая прихотливо извивающуюся, непрерывно
меняющую свою форму сеть. Это и конкретные детали, передающие атмосферу поздней
осени: ранние сумерки, обвальный листопад, резкий порывистый ветер. Это и образы
осеннего кочевья - вереницы птиц, летящие на юг, кусты перекати-поле, несущиеся
по степи.
То, что скрывается в первой
части «между строк», оставаясь вне «светлого поля сознания» читателя, во второй
части выводится наружу, становится более доступным для восприятия. Так, мотив неволи
получает прямое выражение во фразе: «Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь».
Более глубокого понимания
стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям.
При внимательном рассмотрении
мы можем убедиться, что стихотворение А. Фета, написанное трехстопным хореем, в
своем ритмическом строении отчетливо делится на две равные части. В первой из них
(1-2 строфы) наблюдается относительно спокойный ритм, при этом 5 стихов имеют тождественный
ритмический рисунок.
Стихотворение Тютчева написано
пятистопным ямбом, и мы видим насколько разные настроения они передают!
Как я уже писала, если стихотворение
Тютчева проникнуто светлой грустью, при этом оно оптимистично, то стихотворение
Фета, изображение осени проникнуто мрачным настроением, угнетающим.
Такое же настроение возникает
и при чтении стихотворения Н.А.Некрасова.
В отличие от Тютчева, стихи
Некрасова всегда сопровождаются неким конфликтом, разочарованием, безысходностью.
В стихотворении "Несжатая полоса" есть фразы такого рода.
Осень у Некрасова неравнодушна
к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной
судьбе.
Безнадежностью, страхом
и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации
с таким же тягостным состоянием русского народа.
Продолжая сопоставление
Некрасова с поэтами предшественниками и современниками необходимо отметить, что,
к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики замыкается на внутреннем состоянии
субъекта, и нет сколько-либо видимого выхода «во внешний мир».
Некрасов занимает в этом
отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем»
или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как
«среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и внутреннего
мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы, внутреннее состояние, мировоззрение,
пейзажи и описания.
Используя такие изобразительные
средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет осенний пейзаж человеческими
чувствами и переживаниями.
|