Контрольная работа: Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака
Наметанным глазом
внимательный поэт замечает "намокшую воробышком сиреневую ветвь",
весенние каштановые шатры, улавливает сходство грачей с обугленными грушами.
Увиденные под необычным углом зрения самые привычные картины помогают нам
проникнуться ощущением необыкновенной прелести и непостижимости бытия.
Рассвет расколыхнет
свечу,
Зажжет и пустит в цель
стрижа.
Напоминанием влечу:
Да будет так же жизнь
свежа!
В стихотворениях
Пастернака природа не умеет быть неживой, неодушевленной, потому что пейзаж
здесь существует на равных правах с автором, с людьми вообще. Поэт настолько
очеловечивает окружающий мир, что, гуляя с ним по полям, лесам, любуясь
закатом, весной, дождем, мы имеем дело, по большей части, не с природными
картинами, а с их характерами, внутренней жизнью:
И вот ты входишь в
березняк.
Вы всматриваетесь друг в
дружку.
Для Пастернака важен не
только его собственный взгляд на природу: поэт убежден, что деревья, камни,
земля чувствуют настроенного на общение человека, могут объясняться от
собственного имени, используя доступные им средства. Именно поэтому в
стихотворениях Пастернака природа часто внимательно вглядывается в поэта, или
даже перенимает его умение писать.
Отростки ливня грязнут в
гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой
акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэт верно замечает, что
у природных явлений свои симпатии, характер, даже хобби: гром увлекается
фотографией, ручьи поют романс. Сходство с человеком можно найти и у мороза,
покрытого гусиной кожей, и у зимы, которая "белой женщиной мертвой из
гипса наземь падает навзничь". Внимание к тонкостям, деталям помогает
поэту создать точные и незабываемые образы.
Но вот приходят дни
цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с
тенью
Неотразимый аромат.
Пастернак постоянно
ощущает дыхание вселенной. Он убежден, что "и через дорогу за тын перейти
нельзя, не топча мирозданья". Поэзия, по мнению Пастернака, растворена в
окружающем мире, она везде, она "валяется в траве, под ногами, так что
надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли". Просторы
земли поэт сравнивает с внутренностью собора и счастлив от сознания того, что
ему удается иногда услышать далекие отголоски хора мироздания.
Природа, мир, тайник
вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью
сокровенной,
В слезах от счастья
отстою.
Отцом поэта был
известный художник Леонид Пастернак, матерью - пианистка Розалия Кауфман. Роль
биографии в творчестве поэта не случайна: Борис Пастернак создал свою
поэтическую систему на принципах и чертах, перенятых у родителей. От
отца-художника в поэзии Пастернака - вся яркость и насыщенность красок и
образов, а поскольку главная тема его творчества - природа, то и видна эта
живописность лучше всего в произведениях о природе:
Большое озеро как блюдо.
За ним - скопленье
облаков,
Нагроможденных белой
грудой
Суровых горных ледников.
По мере смены освещенья
И лес меняет колорит.
То весь горит, то черной
тенью
Насевшей копоти покрыт.
Когда в исходе дней
дождливых
Меж туч проглянет
синева,
Как небо празднично в
прорывах,
Как торжества полна
трава!
Стихает ветер, даль
расчистив.
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень
листьев,
Как живопись в цветном
стекле.
"Когда
разгуляется"
Начиная с детских
воспоминаний и до последних дней, Пастернак всегда видел мир в своей поэзии,
лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.[9]
От матери Пастернак внес
в свою поэзию музыку, причем наиболее часто музыка и природа "живут
вместе":
Но вот их снимали, и, в
хлопья облекшись,
Пускались сновать без
оглядки дома,
И плотно захлопнутой
нотной обложкой
Валилась в разгул
листопада зима.
"Баллада"
Кому ужонок прошипел?
Кому прощально машет
розан?
Опять депешею Шопен
К балладе страждущей
отозван.
"Все утро с девяти
до двух"
В юности Пастернак увлекался
философией и даже ездил учиться в Марбург, но вскоре неожиданно бросил все и
уехал в Италию: Его тянуло к пластическому восприятию действительности. О
поэзии еще было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо
притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он - созерцал".[10]
Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во
всей его творчестве природа оживляется и одухотворяется:
Как бронзовой золой
жаровень,
Жуками сыплет сонный
сад.
Со мной, с моей свечою
вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную
веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь
обветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд как явленная
тайна,
Где шепчет яблони
прибой,
Где сад висит постройкой
свайной
И держит небо пред
собой.
Природа у Пастернака
наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется:
Там мир заключен. И, как
Каин,
Там заштемпелеван теплом
Окраин, забыт и охаян,
И высмеян листьями гром.
Кустарника сгусток не
выжат.
По клетке и влюбчивый
клест
Зерном так задорно не
брызжет,
Как жимолость - россыпью
звезд.
"Счастье"
Обращает на себя
внимание и характер сравнений: явления природы сравниваются с людьми, с частями
человеческого тела: все это - способы оживить пейзаж:
И блестят, блестят, как
губы,
Не утертые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.
"Три варианта"
Природа у Пастернака
постоянно движется, ее жизнь динамична: активность, изменчивость и динамичность
вторгающейся в поэзию действительности - действительности действующей, -
подчеркивается поэтом постоянно.[11]
Природа ж - ненадежный
элемент,
Ее вовек оседло не
поселишь.
Она всем телом алчет
перемен
И вся цветет из дружной
жажды зрелищ.
"Спекторский"
Связь природы и человека
очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек - это часть
природы:
В траве, меж диких
бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки
запрокинув
И к небу головы задрав.
Трава на просеке
сосновой
Непроходима и густа.
Мы переглянемся - и
снова
Меняем позы и места.
И вот, бессмертные на
время,
Мы к лику сосен причтены
И от болезней, эпидемий,
И смерти освобождены.
"Сосны"
Состояние человека,
состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:
Февраль. Достать чернил
и плакать!
Писать о феврале
навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Через состояние природы
можно понять любовь лирического героя: таким образом, тема природы присутствует
и в любовной лирике Пастернака:
Взгляни, как Альпы
лихорадит!
Как верен дому каждый
шаг!
О, будь прекрасна, бога
ради,
О, бога ради, только
так.
"Из поэмы (Два
отрывка)"
Кроме того, любовь к
самой природе видна во всем творчестве Пастернака:
Яблоне - яблоке, елочке
- шишки.
Только не этой. Эта в
покое.
Эта совсем не такого
покроя.
Это - отмеченная
избранница.
Век ее вековечно
протянется.
Этой нимало не страшно
пословицы.
Ей небывалая участь
готовится:
В золоте яблок, как к
небу пророк,
Огненной гостьей взмыть
в потолок.
Как я люблю ее в первые
дни,
Когда о елке толки одни!
"Вальс со
слезой"
Все нынешней весной
особое.
Живее воробьев шумиха.
Я даже выразить не
пробую,
Как на душе светло и
тихо.
"Весна"
Лирический герой
Пастернака любуется, восхищается природой всегда, а иногда не человек глядит на
нее, а сама природа смотрит на человека.
Холодным утром солнце в
дымке
Стоит столбом огня в
дыму.
Я тоже, как на скверном
снимке,
Совсем неотличим ему.
Пока оно из мглы не
выйдет,
Блеснув за прудом на
лугу,
Меня деревья плохо видят
На отдаленном берегу.
"Заморозки"
Поэт должен жить и
творить во имя природы, это его назначение:
Когда ж трава,
отряхиваясь, вскочит,
Кто мой испуг изобразит росе
В тот час, как
загорланит первый кочет,
За ним другой, еще за
этим - все?
"Петухи"
Природа тоже нуждается в
поэте, ждет его стихов:
Одна оглядчивость
пространства хотела от меня поэм;
Одна она ко мне
пристрастна,
Я только ей не надоем.
"Двадцать строф с
предисловием"
А бывает и так, что сама
природа, подобно поэту, тоже пишет стихи:
Отростки ливня грязнут в
гроздьях
И долго, долго, до зари,
Кропают с кровель свой
акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Особый вопрос - природа
и Бог - связь природы и Господа постоянно подчеркивается Пастернаком, природа
имеет божественное начало:
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на
сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом
объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
"На Страстной"
Надо сказать, что у
Пастернака тема природы связана и с другими общими вопросами, например, с
историей: часто описание природы имеет историческое значение или дается в
историческом контексте:
Страницы: 1, 2, 3, 4 |