Контрольная работа: Поэтика сборника А.А. Фета "Вечерние огни"
Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В темном молчании!
Многие композиторы обращались к творчеству Фета: Чайковский
и Танеев, Римский-Корсаков и Гречанинов, Балакирев и Рахманинов и многие другие.
Это также является признанием особой красоты звучания и
мелодики фетовской лирики.
Как мы уже отмечали, в стихах Фета на первый план выходит
ощущение, впечатление; при этом сюжетная линия так и остается не проясненной. Недосказанность
мы найдем во многих стихотворениях поэта. Например, "Я тебе ничего не
скажу..." (1885) Часто о нем пишут, что, несмотря на кольцо-обещание фраз -
первой и повторяющей её последней, - поэт в нем как раз обо всем говорит. Но
это не совсем так. Читатель, конечно, все понимает, но, тем не менее, чувство
не названо, об отношении к героине нет ни слова, кроме нежелания ее тревожить. Отчего
же все-таки услышано признание? Все дело опять же в колдовской музыкальности
Фета, той нежности интонаций и в той точности передачи состояния души, которой
обладает поэт." И я слышу, как сердце цветет". Слышать цветение -
значит, заметить тайное тайных. Умолчание в этом стихотворение становится
важнее слов.
Обращаясь к любовной лирике "Вечерних огней" мы
замечаем, что у автора речь ведется в настоящем времени, а в действительности
это только живое воспоминание прошедшего, восстановление его по памяти в таком
виде, словно бы дело происходит вот именно сейчас. Это настоящее время, которое
в действительности означает давнопрошедшее.
В шестидесятисемилетнем возрасте Фет писал:
Не нужно, не нужно мне проблесков счастья,
Не нужно мне слова и взора участья,
Оставь и позволь мне рыдать.
(1887)
Еще через год он писал:
И снова я люблю, и снова я любим,
Несусь во вслед мечтам любимым,
А сердце грешное томит меня своим
Неправосудьем нестерпимым.
В том же - 1889 г. в феврале сказано:
Когда из-под ресниц пушистых на меня
Блеснут глаза с просветом ласки,
Где кистью трепетной я наберу огни?
Где я возьму небесной краски?
В том же году в мае написано:
Так молчать нам обоим неловко,
Что ни стань говорить - невпопад;
За тяжелой косою головка
Словно хочет склониться назад.
На недоуменный вопрос одних, насмешку других, восторги
третьих по поводу запоздалого чувства Фет ответил стихами:
Полуразрушенный, полужилец могилы,
О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы,
Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь?
Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь;
В напевах старческих твой юный дух живет.
Так в хоре молодом: Ах, слышишь, разумеешь! -
Цыганка старая поет.
Даже на последнем году жизни поэт не изменил себе. В
середине студеного февраля 1892 года он пишет стихи:
Мой поцелуй, и пламенный, и чистый,
Не вдруг спешит к устам или щеке;
Жужжанье пчел над яблонью душистой
Отрадней мне замолкнувших в цветке.
Больной, исстрадавшийся человек пишет жизнестойкие и
озаренные жизнью стихи. Сочетание прошедшего с настоящим, воспоминания и нынче
переживаемого имеет у Фета свое продолжение, развивается в мотив философский. Это
связь времен, соотношение мгновения и вечности:
Пора за будущность заране не пугаться,
Пора о счастии учиться вспоминать.
Для поздних стихов Фета характерна философская тематика. Фет
говорит о грустной пошлости жизни и выходе из нее в мир красоты, о бедности
человеческого познания и обычного прозаического слова, о богатстве искусства,
преодолевающего время и о бедности искусства в сравнеии с естественной красотой
мира. Но все же основной тон поэзии Фета - мажорный, а не минорный. Жизнь
печальна, искусство радостно - такова обычная мысль Фета. Искусство для Фета -
единственная прочная радость жизни, и чувством радости оно и должно быть
проникнуто.
Мы рассмотрели последний поэтический сборник А.А. Фета
"Вечерние огни", его поэтику и основные символы. В заключении лишь
ещё раз отметим что до конца жизни поэт оставался верен эстетике чистого
искусства, в его лирике основными темами являются Любовь, Природа, Искусство. Так
же стоит ещё раз упомянуть о выдающейся мелодике его стихотворений и об
импрессионистическом восприятии мира.
Лирика Фета, достигшая наибольшего расцвета в период "Вечерних
огней, не только доставляет огромное эстетическое наслаждение. На лучших
образцах ее можно, как подчеркивали и Некрасов, и Чернышевский, и Л. Толстой, и
Страхов, учиться " чувству поэзии", восприятию и постижению
прекрасного.
|