Контрольная работа: Особенности культуры средневековья
Городская
литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним явлением.
Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы, многогранность стиля,
богатство традиций – всё это обеспечивало данному сословному направлению
большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам открывалась сама история.
Именно в городе в эпоху Средневековья начали формироваться новые для
феодального мира товарно-денежные отношения, которые и станут основой будущего
капитального мира. Именно в недрах третьего сословия начнёт формироваться
будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют, что будущее за ними,
уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в., веке интеллектуальной образованности, науки,
расширения кругозора, развития городов и духовная жизнь горожан начнёт
существенно меняться.
3.2.
Музыка
Развитие
музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной
учености. Наследуя традиции древних греков, философы рассматривали музыку в
системе семи «свободных искусств», где она соседствовала с арифметикой,
геометрией и астрономией (в составе «квадриума»). Следуя римскому философу
Боэцию, различали в основном три вида музыки: мировая – движение небесных сфер,
человеческая – соединение человеческих голосов, инструментальная – проявление
числовых закономерностей. Знание музыки, основанное на понимании законов
красоты числа и пропорций, ценилось выше практики: «Музыкант тот, кто приобрел
познания в науке пения не рабством практического пути, а разумом с помощью
умозаключений» (Боэций).
Специфика
западноевропейской музыкальной культуры связана с появлением нотного письма,
которое обязано своим рождением церковной музыкальной практике. Ансамблевое
исполнение музыки не могло долго удовлетворяться записанным лишь словесным
текстом. Память певчих, запоминавших те или иные «тоны» (ладовые мелодии), годные
к определенным богословским текстам, была перегружена. Применялась буквенная
нотация, известная как в Древней Греции, так и в исламском мире, но она
требовала точных указаний на ход мелодического развития и ритмику напева.
До 11 в.
певчими использовались специальные значки (невмы), которые ставились над
словами текста. Невменное письмо не фиксировало ритмику, а лишь относительную
высоту тонов и направление мелодии.
Музыкально-теоретические
сочинения арабов переводившиеся на латынь в мусульманской Испании, стали
источником многих новшеств в музыке Западной Европы. Вместе с практикой игры на
пришедшей от арабов «лютне» (сокращенное, без артикля, арабское наименование
«ал-уд» – «лауд», «лют») европейцами будет заимствована из восточных трактатов
форма записи музыки: начертание четырех (позже – пяти) струн уда с указанием
арабскими буквами тонов в местах их зажатия пальцами (табулатура). Церковные
музыканты тоже рисовали линейки для обозначения различных высотных позиций
тонов, но число линеек доходило до 18, передавая весь диапазон пения. Основы
современного нотного письма создал руководитель певческой капеллы Гвидо
из Ареццо (ок. 995–1050), введя систему четырех нотных линеек (нотный стан) с
буквенными обозначениями тонов. Реформа Гвидо затронула также и музыкальную
теорию, он приблизил к «технике» создания музыки традицию написания трактатов о
ней, отвергнув «философствование» по поводу музыки. Гвидо принадлежит также
введение известных наименований европейских тонов: до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
По одной версии, они связаны с буквами латинского алфавита и появились как
способ распевания тонов (сольмизация) без словесного текста в специально
придуманном Гвидо латинском стишке. По другой версии, наименования европейских
тонов были заимствованы от арабов и соответствуют названиям букв в арабском
алфавите: даль-ра-мим-фа-сад-лям-син.
3.3.
Средневековый театр.
Театр
в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической
церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала
языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные
элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации:
вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.
Определенные праздники были знамениты своей театральностью,
как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные или
вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой
диалоги. В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в
комплекс музыкальных элементов мессы. Трехголосные тропы (диалог между тремя
Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г.
считаются источником литургической драмы. В 970 году появилась запись
инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма
и жестов.
3.3.1.
Религиозная драма или чудесные пьесы.
В
течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая
в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или
мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались
церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре
были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития
литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские
темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа.
Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые
пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с
небесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой
пастью, олицетворявшей вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все
сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа
передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.
Пьесы,
очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды,
переносили действие в самые различные места и представляли обстановку и дух
различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии,
которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса,
средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее
целью была драматизация спасения рода человеческого.
Хотя
церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве,
развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь
начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для
себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления
из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало
воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное
содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему
постановочному характеру.
3.3.2.
Средневековая светская драма.
В
XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и
развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти
циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой.
Они представлялись для общины в течение целого четырех - пятилетнего периода.
Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц.
Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией,
причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы —
например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку
исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес
стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со
средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и
далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.
Реализм
использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на
чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и
места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь
современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться
сверхточно — сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали
вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об
актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с
отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной
ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.
Свободная смесь реального и символического не препятствовала
средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где
только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил
для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное
содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались
три основных формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные
повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными
передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые
перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком
месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках,
построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись
синхронные постановки — различные декорации поднимались одна за другой по
сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями. Наконец,
опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» — на круглой площадке,
с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или
стоящими между декорацией.
3.3.3.
Пьесы-моралите
В
тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали
большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских
развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и
написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами,
моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии.
Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их
профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек»
(«Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических
персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие
пороки и добродетели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |