Контрольная работа: Модерн в русской культуре Серебряного века
Своеобразным музыкальным
и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение
магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни
(В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели
альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались
песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них это
своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица
некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже
самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени Они все
вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера
исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с
неожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.
К тому времени Б.
Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни
сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого
человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей
коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной
лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами и
мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы и
площади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавы
отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность.
Поколение фронтовиков
благодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата больше, чем
иные романы о войне. Например, песня “Десантный батальон” стала знаменитой на
другой день после выхода фильма “Белорусский вокзал”. Известно, что песня
спасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека Брежнева
эта песня растрогала до слез. Окуджава написал много песен на историческую
тему. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуют
его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом в
кинематографе. В персонажах девятнадцатого века — времени благородных исканий —
мы узнаем по песням Окуджавы деятельную молодежь “хрущевской оттепели”.
Интересен факт, что, когда эта “оттепель” закончилась, многие барды “потеряли”
голос. Кто-то сделал это из чувства самосохранения, кто-то растерялся, кто-то
уехал за границу. Но “холодное” время никак не отразилось на популярности
Окуджавы. Его песни продолжали звучать с экранов кинотеатров и по радио. Мне
кажется, это произошло потому, что, как я уже говорил, Окуджава мог вместе со
своими героями жить в историческом времени, а говорить о современности. То есть
Окуджава продолжал высказывать прогрессивные мысли, но облачены они были,
например, в “мундиры кавалергардов”.
И еще одна вечная и
любимая всеми русскими людьми тема не позволила певцу и поэту потерять свою
широкую аудиторию. Это тема — Москва. Начиная с “Песни о московских
ополченцах”: “... Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами” — и
кончая признанием в любви Арбату: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество...”
— все песни шли, как говорится, на ура. Поэт ощущал себя частью Москвы, частью
России.
Героиня любовной лирики
Окуджавы всегда умна, тонка и благородна в чувствах. Это женщина, любовь
которой заслужить не просто. Поэт вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения
перед женщиной:
... вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!
Окуджава тех лет не
замыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в толстых
литературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения о вечных
человеческих ценностях:
И вот я замечаю, хоть и
не мистик вроде,
какие-то намеки в
октябрьской природе:
не просто пробужденье
мелодий и кистей,
а даже возрожденье
умолкнувших страстей.
Все в мире созревает в
борениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну о
линиях и красках.
Пусть каждый, изнывая,
достигнет своего...
Терпение и вера, любовь и
волшебство!
Но и отдельно от музыки и
голоса поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд человеческой доброты,
напоминает нам о милосердии, о любви к окружающему миру, к родной истории. А
про самого Булата Шалвовича можно сказать строкой из его же стихотворения. В
его личности главное — “терпение и вера, любовь и волшебство”.
Список литературы
1. Александров В.Н. История русского
искусства. – Минск: Харвест, 2004.
2. Балакина Т.И. История русской
культуры. – М.: Аз, 1996.
3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской
культуры начала XX в. - М.: Просвещение, 1985.
4. Жолковский А.Н. Блуждающие сны. Из
истории русского модернизма. – М.: Советский писатель, 1992.
5. Лихачев Д.С. Русское искусство от
древности до авангарда. – М.:
Искусство, 1992.
6. Рапацкая Л.А. Художественная культура
России. – М.: Владос, 1998.
7. Русский авангард в кругу европейской
культуры. – М., 1993.
|