Контрольная работа: Лирика Лорки
Мы видим, что лирическому
герою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, - говорит он. Он
противопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), которая
предстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувство
одиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическому
герою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла,
открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» - «Стихи об одиночестве в
Колумбийском Университете» - цикла, в который входит данное стихотворение, то
становится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждать
страну, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данное
стихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всех
последующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества и
безысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, после
первого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близком
знакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятие
Нью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувство
одиночества.
Самое ужасное в том, что
смерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихах
сборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, как
это было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной серой
массы.
Если обратить внимание на
цветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являются
серый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотья
луж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка на
фоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма еще
больше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса и
всеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого,
чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. Язык
Лорки очень метафоричен:
о петляющих улицах он
говорит - «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысь
растет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья луж
на башмаках»
Автор играет различными
образами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образом
стихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая,
всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
4.
Значение
творчества
Данным настроением,
мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые в
данном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массы
появится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало в
этом мире.
Жизнь и поэзия Локки были
оборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Но
всему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность,
лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но и
литературные эксперименты.
Ответственность за судьбу
страны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению к
Испании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников.
Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который так
хотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти,
когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущее
Испании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность его
творчества и в наши дни.
Список литературы
1.
Зарубежная
литература XX века / под ред. Андреева. – М.,
1985г.
2.
Лорка Ф. Г. Избранное.
– М., 1986г.
3.
Лорка Ф.Г. Стихи
и песни. – М., 1980г.
4.
Малиновская Н.
Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
5.
Малиновская Н.
Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
6.
Модернизм в
зарубежной литературе. – М., 1987г.
|