Контрольная работа: Кириеевские
Контрольная работа: Кириеевские
КРАСНОЯРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ

По «литературе»
Тема: Киреевские
Проверила:
Вергелес Н.П.
Киреевский Иван Васильевич родился 22.03 (3.04) 1806 года в
Москве, а его брат, Петр Васильевич, 11 (23).02.1808 года в селе Долбино
Калужской губернии. Они происходили из старинного дворянского рода. Их мать,
Авдотья Петровна Юшкова, обладала большими литературными способностями; по
позднейшему замечанию В.А.Жуковского, именно у нее Иван Васильевич «выучился
писать». Отец, Василий Иванович – отставной секунд-майор, помещик, увлекавшийся
естественными науками, физикой, химией и медициной; во время отечественной
войны 1812 года устроил госпиталь для раненых и больных и умер к концу 1812
года, заразившись тифом. После его смерти вдова с тремя детьми – Иваном, Петром
и Марией (1811-1859гг) – поселилась в родовом имении Долбино, в 8 верстах от
Белёва. Здесь же в 1813-1815 гг проживал Жуковский, состоявший в родстве с
Авдотьей Петровной и сыгравший важную роль в воспитании братьев Киреевских. Они
получили отличное домашнее образование Иван Васильевич ещё в детстве овладел
французским и немецким языками, усердно занимался историей, математикой и
особенно литературой – русской и западно-европейской. Жуковский, расставаясь с
юными родственниками, уловил контраст между «Ванечкой … с улыбкой милой на
устах» и «угрюмым Петушком».
В 1817 году Авдотья Петровна вторично вышла замуж за своего
троюродного брата Алексея Андреевича Елагина, читавшего И.Канта и Ф.Шеллинга,
именно он пробудил в Иване Киреевском интерес к философским наукам.
В 1822 году семья переехала в Москву, где оба брата брали
домашние уроки у профессоров Московского университета А.Ф.Мерзлякова,
И.М.Снегирева, Л.А.Цветаева. Петру они привили интерес к изучению русского
фольклора. Иван в это же время учился латинскому, древнегреческому и
английскому языкам.
В 1823 году Петр Васильевич познакомился с польским
этнографом и фольклористом З.Доленга-Ходаковским, которому вместе с братом
оказывал помощь в разборе коллекции, собранной на русском Севере. Годом позже,
в 1824 году, Иван Васильевич, сдав «комитетский» экзамен, поступил актуариусом
в Московский архив Государственной коллегии иностранных дел и вместе с другими
«архивными юношами» (Д.В.Веневитинов, А.И.Кошелев, В.П.Титов) и близким к ним
В.Ф.Одоевским составили Общество любомудрия. Это общество по существу явило
собой объединение нового типа, тяготея уже не столько к
общественно-литературным и политическим, сколько к философско-этическим
проблемам, которые приобрели первостепенное значение уже в после декабрьскую
эпоху. Они были русскими приверженцами и пропагандистами немецкой классической
философии, убежденными во всеразрешающей силе её идей и метода, в основном
шеллингианских. Изучение немецкого классического идеализма Иван Васильевич
сочетает с интересом к энциклопедистам, в частности к К.А.Гельвецию.
Либеральные тенденции в его взглядах усиливаются накануне Декабрьского
восстания 1825 года; после встречи с К.Ф.Рылеевым он вместе с другими
любомудрами толковал «о политике и о том, что необходимо произвести в России перемену
в образе правления».
В середине 1820-х гг вслед за
братом Петр Васильевич входит в круг любомудров, завязывая литературные и
дружеские связи с Д.В.Веневитиновым, М.А.Максимовичем, А.С.Хомяковым и другими.
В 1825 т 1829 порывает вступить в военную службу (оба раза был отговорен
братом). В литературном салоне матери встречается с А.С.Пушкиным, А.Мецкевичем,
Н.В.Гоголем. В октябре 1826 года он присутствует на авторском чтении «Бориса
Годунова», а также на обеде по случаю основания «Московского вестника». В этом
журнале Петр Васильевич дебютирует изложением «Курса новогреческой
литературы» Яловаки Ризо Нерулюса. Совершенствуясь в иностранных языках
(знал 7 языков), он много переводит. В отличие от него, Иван
Васильевич поприще литератора избирает довольно рано – около 1827 года,
отвергнув возможность переезда в Петербург для продолжения
государственной службы. Его цель – «содействовать к просвещению народа»,
опираясь на соединённые усилия друзей- единомышленников. Первое известное
его произведение – очерк «Царицынская ночь», написанный по настоянию Вяземского
для прочтения на литературном вечере у З.А.Волконской; другие его
беллетристические и стихотворные опыты : волшебная сказка «Опал» (1830),
«Отрывок из романа : «Две жизни»» (ок. 1831), повесть «Остров»(1838), «Хор
из трагедии Андромаха (1831). Но в печати он дебютирует критической
статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», вызвавшей восторженный
отклик Жуковского –«Умная , сочная, философическая проза»1. Здесь
творческий путь поэта впервые рассмотрен как органический процесс,
включенный в перспективу движения новейшей русской и в определенной мере
западно- европейской литературы. Иван Васильевич первым указал на народность и
самобытность поэзии Пушкина. В « Обозрении русской словесности 1829года» тот же
философический метод был приме
1.
Русские писатели 1800-1917 биографический словарь – М.: Науч.
издательство «БРЭ» Фланит, 1992.- стр.534
нен
к новейшей русской литературе в целом, в которой констатирована закономерность
движения трех ее «эпох», в лице ее главных представителей: Н.М.Карамзина,
Жуковского и Пушкина. Пушкин сторож - но упрекнул критика в «слишком
систематическом умонаправлении»; аналогичный упрек был высказан и Жуковским
– «Опять прокрустова постель …»1 Уже в двух первых статьях
И.В.Киреевский нащупал гениальную для всей его деятельности проблему – о
соотношении русского просвещения с заподно-европейским, пока ещё
преимущественно в их литературно-художественном выражении. Движение русской
литературы в направлении к западно-европейской оказывается движением к себе, к
нацианально-самобытному. Если первые «периоды» творчества Пушкина определены по
иноязычным образцам («период школы итальяно-французской» и «отголосок лиры
Байрона»), то последний выступает «периодом поэзии русско-пушкинской». Подобная
логика намечается в пределах всей новой русской литературы: вначале
«французский филантропизм», потом «немецкий идеализм» и, наконец, - «стремление
к лучшей действительности», выраженное Пушкиным. Иван Васильевич считал, что
для создания самобытной русской философии нужно усвоить и углубить
заподно-европейские «умственные богатства». В августе 1829 года он делает
предложение Наталье Петровне Арбеневой, которое было отвергнуто – возможно, «по
причине дальнего родства их семейств». Это содействовало реализации, давно
вынашиваемой И.В. Киреевским мысли о путешествии в целях самообразования за
границу, куда он выехал в начале 1830 года. Он живёт в Берлине, Дрездене,
Мюнхене, слушает лекции Г. Риттера, Г.В.Ф. Гегеля, В. Шеллинга, с которыми
знакомится лично (особенное впечатление оставила в нём встреча с Гегелем:
«разговор был интересный, глубокий и очень свободный»2); посещает
берлинские музеи, Дрезденскую галерею. В июле 1829 года сюда же приехал и Петр
Васильевич, он был зачислен в студенты Мюнхенского университета. Братья
проводят очень много времени вместе, встречаются с Ф.И. Тютчевым. Иван
Васильевич находит в нем необходимый для России, но пока ещё редкий тип
мыслящей личности. Петр Васильевич под его воздействием определился как первый
славянофил, безусловно уверовавший в «великое значение русского народа» и решил
посвятить себя воссозданию в современной ситуации его духовной основы –
великого «предания», с максимальной полнотой отразившегося в народных песнях.
Для интуитивного (в отличие от своих единомышленников) пришедшего к
славянофильству П.В.Киреевского оппозиция «предание – Беспамятность2 становится
фундаментальной. Наиболее полно свои взгляды он сформулировал в статье «О
древней русской истории. Письмо к М.П.Погодину». Не оспаривая главную идею
Погодина о противоположности исторических процессов в России и Западной Европе,
он отвергает тезис о терпении и смирении как доминантах национального характера
и бытия; по его мнению, на всех этапах отечественной истории решающее значение
имели сила, энергия и благородные порывы народа. Намечая контуры
славянофильской теории патриархального быта, Пётр Васильевич исследует
внутренний порядок славянского мира, его целостность, которая «держалась не
единством управления, а больше взаимным сочувствием, выходящим из единства быта
и рождающим единство потребностей…»3. Одну из коренных особенностей
всех славянских народов он видел в отсутствии личной земельной собственности, в
принадлежности земли «целой общине (деревни или городу), которая распоряжается
ею на мирской сходке».
У Ивана Васильевича же сложилось двойственное впечатление
от пребывания за границей: с гордостью сознавая, что он «окружен первоклассными
умами Европы», жадно пополняет свои знания; вместе с тем в нём пробуждается и
растёт скептическое и негативное отношение к западно-европейскому произведению
и общему укладу жизни, что отзовётся впоследствии в философской и
историко-философской концепциях критика.
Осенью 1830 года они оба вернулись на родину. Однако Пётр
Васильевич был в связи с польским восстанием, задержан в Киеве как
подозрительная личность. Тогда же безвозвратно исчезли и первые записи русских
песен, сделанные им. А вот Иван Васильевич приступает к реализации плана
коллективной просветительской деятельности и организует в Москве собственный
журнал «Европеец», который был призван связать русскую культуру с
общеевропейской. Киреевский привлекает к сотрудничеству Жуковского, Языкова,
Баратынского, Хомякова; заручается поддержкой Пушкина и Вяземского.
Значительная часть опубликованного в «Европейце» материалов принадлежала самому
Ивану Васильевичу: программ-
Страницы: 1, 2, 3 |