Контрольная работа: Экуменизм
Представитель Святого
Престола в России архиепископ Антонио Меннини отмечает важность уважительного
отношения католиков к православной церковной традиции для успеха в
экуменическом диалоге и называет социальную деятельность христианских Церквей
«местом практического экуменизма». По его убеждению, «именно дела милосердия могут
стать той областью сотрудничества в бесконфликтной сфере, о которой мы все чаще
слышим в последнее время».
Таким образом, мы можем
сделать вывод о принятии экуменического движения католической церковью и
готовности к совместным социальным проектам.
Позиция православной
церкви
Рассмотрим основные
принципы отношения Русской православной церкви к иным конфессиям – «инославию»,
а также некоторые положения из социальной программы: «Православная Церковь есть
истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим… Она
есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь».
Налицо утверждение о том,
что подлинное единство возможно лишь в лоне Православной Церкви. Все иные
модели единства представляются неприемлемыми, также не признается «равенство
деноминаций». Имеющиеся межконфессиональные догматические расхождения должны
быть преодолены, а не просто обойдены; в экуменическом движении РПЦ отдает
приоритетность богословскому диалогу, обсуждению норм веры, церковного устройства
и принципов духовной жизни. РПЦ считает возможным и полезным участвовать в
работе различных международных организаций в сфере служения миру – социальном
служении, миротворчестве. Русская Православная Церковь сотрудничает с
различными христианскими деноминациями и международными христианскими
организациями в деле общего свидетельства перед лицом секулярного общества.
Но следует понимать, что
диалог Православной Церкви с экуменическим движением не означает признания
равноценности или равнозначности с остальными участниками движения. Членство во
Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более
всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, которая как показано
выше, претендует на обладание истиной и одной из своих задач ставит возвращение
к истинной вере «заблудших овечек» из других конфессий.
Наряду с этим, в
последнее время многие лидеры православной церкви осознают приоритет совместной
деятельности в социальной сфере. Патриарх Константинопольский Варфоломей I
считает, что догматические и теологические расхождения между католиками и
православными не должны препятствовать сближению и сотрудничеству в борьбе с
проблемами современного человека. Патриарх всея Руси Алексий II на открытии
саммита религиозных лидеров призвал участников объединить усилия для разрешения
проблем современности: «…важен единый голос религиозных лидеров, призывающих
людей к миру, правде и добру». В диалоге с председателем Комиссии по
экуменизму, епископом Винченцо Палью, было заявлено, что сотрудничество
между Русской Православной Церковью и «Общиной святого Эгидия» является
примером взаимодействия между православными и католиками. Также было признано
совпадение позиций по таким актуальным вопросам как проповедь духовных
ценностей, утверждение христианской нравственности, защита семейных ценностей, проблемы
биоэтики.
Позиция протестантских
церквей
Начнем с того, что экуменическое
движение началось с проведения протестантской
Всемирной миссионерской конференции. Да и во Всемирном совете церквей
протестантские церкви составляют больший процент, нежели все остальные
конфессии. Возможно, что объяснение этому мы можем найти в том, что среди
протестантских церквей внешним атрибутам культа уделяется меньше внимания,
ритуалы и обрядность сведена к минимуму и таким образом, остаются некоторые
обязательные для всех положения, такие, как вера в триединого Бога, вера в
Иисуса Христа, Сына Божьего, пришедшего во плоти и искупившего мир. Также
большее внимание среди протестантских церквей уделяется активному прозелитизму,
как исполнению Великого поручения и проявлению веры через дела, то есть
социальной работе. Если можно так выразиться, то политика протестантских
церквей – социальное Евангелие, которое выражается в привлечении всех членов
церкви к служению. Еще одним значительным фактором является множественность направлений
в протестантизме. И действительно, если нет единого центра, претендующего на
обладание абсолютной истиной, нет единых обрядов и ритуалов при проведении
служений, то, конечно же, представители различных протестантских церквей могут
относиться друг к другу с большей терпимостью. Также мы можем выделить такое
обстоятельство, как отсутствие у протестантских церквей своих собственных
священных преданий. Единственным истинным и достоверным источником является
Библия. При трактовке Библии различными деноминациями порой возникают спорные
моменты, но в основах христианского учения все деноминации приходят к единому
мнению. Таким образом, на основании вышеизложенных фактов, мы можем сделать
вывод, что протестантские церкви в своем большинстве активно поддерживают
экуменическое движение.
Мнение Иисуса Христа
Рассмотрим отношение
основателя христианства, Иисуса Христа, к межконфессиональному единству. Для
примера приведем некоторые высказывания и цитаты из молитв Иисуса. В 17 главе
Евангелия от Иоанна, в молитве Иисуса к Отцу Небесному, мы обнаруживаем строки:
«…Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были
едино, как и Мы». Здесь мы видим просьбу об учениках, просьбу соблюсти, что
значит, сохранить. Иисус просит Отца сохранить учеников в таком же единстве, в
котором Иисус находится с Отцом. Далее, продолжая молитву, просит о всех
будущих христианах: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову
их». О каком единстве идет речь? В продолжение молитвы Иисус просит: «…да будут
все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, -
да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да
будут едино, как Мы едино». Что может быть более неразрывным, чем пребывание в постоянном
контакте с Богом? Из Библии мы знаем об отношениях Иисуса с Небесным Отцом, мы
знаем, что Бог всегда слышал молитвы Иисуса, воскрешал ли Он мертвых, или же
превращал воду в вино, Бог всегда был с Ним.
Во время последней вечери
Иисус дает наставление Своим ученикам: «…да любите друг друга; как Я возлюбил
вас…по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между
собою». Разве могут быть разделения и ссоры между людьми, исполняющими
повеление Господа и любящими друг друга? Но даже, если и возникает какое-либо
недоразумение между христианами, то на этот случай Иисус учит: «Если же
согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и
если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и
скажет: каюсь, - прости ему». Надо полагать, что только с Божьей помощью можно
семь раз в день простить человека, согрешающего против тебя.
Мы видим, что волей
Иисуса Христа для всех Его последователей на все времена являются отношения, в
которых проявляются такие качества, как любовь, солидарность, взаимное
прощение, дружелюбие и стремление понять точку зрения другого человека. Исходя
из этого, мы можем утверждать, что экуменическое движение, как стремление к
единству и взаимопониманию между всеми христианами, является делом богоугодным.
И, наоборот, вражда и разногласия среди разных конфессий, противоречат учению
Нагорной проповеди Иисуса: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там
вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред
жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси
дар твой». Как можно поклоняться Богу, имея вражду с братьями по вере? Или же
как можно претендовать на обладание истиной, обвиняя других в ересях, когда
Иисус говорит: «Не судите, да не судимы будете»? Что же еще написано в Библии о
межконфессиональном единстве?
Библия об экуменизме
В этой главе мы
рассмотрим библейскую позицию относительно экуменизма. Мы видим из книги Деяний
образ жизни учеников Иисуса Христа: «каждый день единодушно пребывали в храме
и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля
Бога и находясь в любви у всего народа». Далее мы приведем цитаты из Нового
Завета, большую часть которых возьмем из посланий к поместным церквям, принадлежащих
перу апостола Павла. Итак, в послании к римлянам мы находим строки: «Будьте
единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не
мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед
всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми
людьми». Прочитав эти строки, мы можем сделать предположение, что в поместных
церквях уже начинались разномыслия и распри, подтверждение чему мы находим в
послании к коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса
Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы
вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». В этом послании мы можем
прочитать о спорах в коринфской церкви, о происшедшем разделении на группы,
каждая из которых заявила о своей принадлежности к одному из духовных лидеров.
Не вникая в причины этого разделения, мы приведем слова апостола Петра,
человека, которому Иисус поручил основать Церковь. В своем послании Петр пишет:
«будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны,
смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство;
напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать
благословение». Апостол Павел вторит его словам: «братия, радуйтесь,
усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира
будет с вами». И далее, в послании к ефесянам: «умоляю вас поступать достойно
звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и
долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство
духа в союзе мира». Продолжая мысль об единстве, Павел утверждает: «один
Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и
через всех, и во всех нас». Что еще мы можем сказать об единстве, когда с
библейских страниц, апостол Петр дает нам четкое и ясное указание: «Более же
всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает
множество грехов». Если между членами церквей, между представителями различных деноминаций
и конфессий, царствует настоящая христианская любовь, тогда не остается места
для ссор и взаимных обвинений в ереси. Только при наличии любви возможен
экуменический диалог, что подтверждает блаженный Августин: «В главном -
единство, в спорном - свобода, во всём –любовь» Ведь Бог есть Любовь, а где
есть любовь, там нет места ненависти.
Страницы: 1, 2, 3, 4 |