Изложение: Толстой: Война и мир. Том 1
История
о выходке Пьера (о квартальном и о медведе), которую рассказывали у Ростовых, —
чистая правда. Молодого Безухова действительно выслали из Петербурга в Москву,
но и туда уже докатились слухи о происшедшем. Три княжны в доме его отца дочери
Кирилы Владимировича, встретили Пьера «как мертвеца или зачумленного». На
просьбу молодого человека увидеться с отцом ему отвечают отказом (под предлогом
плохого самочувствия больного). Пьер уже несколько дней находится у себя
наверху в ожидании улучшения состояния графа. Пьер не помнит Бориса, но тот,
подобно своей матери, ничуть не смущается в такой ситуации и представляется
собеседнику. Пьер пытается заговорить о политике, о Наполеоне, но Борис
отвечает, что в Москве общество больше интересуется не политикой, а обедами,
сплетнями и в частности тем, кому граф Безухов оставит свое огромное состояние.
Бориса забавляет то, что все из кожи вон лезут, чтобы получить от богача хоть
что-нибудь, и он поспешно добавляет, что они с матерью не относятся к числу
навязчивых просителей, и уверяет, что даже если бы ему и предложили что-нибудь,
он бы не взял. Пьер бросается пожимать Борису руку, приглашает приехать к
Ростовым, где они смогут снова встретиться и лучше познакомиться.
Тем
временем княгиня выходит из покоев графа. Тот так .плох, что почти никого не
узнает. Анна Михайловна заявляет, что приедет ночевать. Борис интересуется
отношением графа к Пьеру, на что мать отвечает: «Все скажет завещание, от него
наша судьба зависит». На вопрос сына, почему она решила, будто граф что-нибудь
им оставит, Анна Михайловна отвечает: «Он так богат, а мы так бедны». Сын
скептически замечает, что это еще недостаточная причина, но мать не слушает
его.
Графиня
Ростова просит у мужа денег. Тот дает, несмотря на то, что у Ростовых не
слишком много свободных средств. Когда Друбецкая возвращается к Ростовым от
графа Безухова, графиня Ростова дает эти деньги ей — «Борису, на шитье
мундира». Между тем в кабинете графа Ростова сидит поручик Берг, «офицер
Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа
дразнила Веру». Берг рассуждает о преимуществах пехоты перед кавалерией: «Будь
я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей... даже и в чине поручика;
а теперь я получаю двести тридцать...» Берг всегда говорит только о себе, и все
его мысли заняты исключительно собственной персоной. Над Бергом подтрунивают,
граф смеется, но Берг не замечает насмешек. У Ростовых званый обед, куда
приезжает и Пьер. Ему неловко, он смущается, мало говорит, много ест за обедом.
«Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати
лет на мальчика, с которым они в первый раз только что целовались и в которого
они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под
взглядом этой смешной, живленной девочки хотелось смеяться самому, не зная
чему». За обедом на мужском конце стола говорят о политике, а дамы заняты
своими разговорами. Наташа проказничает и ведет себя довольно смело. После
обеда гости садятся играть в карты, а часть из них играет на клавикордах и
арфе. Наташа замечает, что нигде нет Сони, и бежит ее искать. Плачущая Соня
оказывается на сундуке коридоре: «Николенька через две недели едет в армию».
Соня показывает Наташе стихи, написанные рукой Николая, рассказывает, что после
обеда говорила с Верой, которая, заметив эти стихи, ругала Соню, называла ее
неблагодарной и уверяла, что маменька никогда не позволит Николаю жениться на
Соне, а женится он на Сюли. Соня ревнует Николая к сопернице, Наташа пытается
ее успокоить. Внезапно Наташа вспоминает: «А знаешь... этот толстый Пьер, что
против меня сидел, такой смешной... Мне очень весело». Наташа возвращается в
залу и, подойдя к Пьеру, говорит, что мама просила ее потанцевать с Пьером.
Пьер танцует с Наташей, тем временем граф Ростов вместе с женой показывает, как
танцевали в его годы — танцуют зажигательный танец.
Пока
у Ростовых идет праздник, с графом Безуховым случается шестой удар. К нему
приехал даже сам главнокомандующий Москвы и пробыл около получаса наедине с
больным. Доктор-немец утверждает, что граф умрет сегодня ночью. Князь Василий
отправляется к своей племяннице, княжне Катерине, и говорит, что необходимо
подумать об их будущем и о будущем семейства самого князя Василия. Он пытается
выяснить, зачем граф требовал к себе Пьера, вспоминает, что прошлой зимой граф
написал завещание, в котором большую часть своего состояния оставлял Пьеру.
Княжна не верит, так как Пьер — незаконный сын. Но князь Василий возражает, что
граф вполне мог написать письмо государю с просьбой об усыновлении Пьера — мало
того, граф такое письмо действительно написал, но неизвестно, отправил или нет.
Если просьба удовлетворена, то Пьер является единственным законным наследником
богатства, а остальные «претенденты» не получат ничего. Княжна упрямо стоит на
своем и отказывается верить. Князь Василий сообщает, что адвокат подтверждает
его сведения. Тогда княжна начинает упрекать умирающего графа в низости, черной
неблагодарности и проч., обвиняет знакомых и в том числе Анну Михайловну, что
она наговорила гадостей графу и он написал такое завещание. Тем временем князь
Василий узнает, что завещание лежит в мозаиковом портфеле, который старый граф
держит под подушкой.
В
дом умирающего графа Безухова приезжают Пьер и Анна Михайловна. Проходя мимо
одной из комнат, они случайно видят там князя Василия, разговаривающего с
княжной. Князь Василий делает испуганное лицо, княжна вскакивает и с шумом
захлопывает дверь. Пьер не понимает, что происходит, в отличие от Анны
Михайловны, которая, похоже, ожидала чего-то подобного. Пьера приглашают к
умирающему отцу. В комнате находятся три княжны, старшая из которых с трудом
сдерживает злобу. Графа собору, ет священник. Свидание Пьера с отцом длится не
более двух минут: граф не в силах говорить и, осознавая свою немощь, пытается
улыбнуться: Затем все выходят из комнаты. Через некоторое время (когда должны
подать чай) Пьер замечает, что Анна Михайловна не пускает старшую княжну в
покои графа, хотя та настойчиво пытается туда проникнуть. Однако княжна уже
держит в руках мозаиковый портфель и уверяет, что не знает, «что в той бумаге»,
которая находится в портфеле: «Знаю только, что настоящее завещание у него в
бюро, а это забытая бумага». Но Анна Михайловна хватается за портфель и не дает
княжне пройти. Обе женщины молча пытаются вырвать портфель друг у друга. Анна
Михайловна подзывает Пьера, князь Василий, который находится здесь же, приходит
в себя и велит княжне отпустить портфель. Но та, не помня себя и выкрикивая
«Интриганка!», выхватывает портфель у Друбецкой и пытается убежать. Вошедшая
средняя княжна вразумляет ее. Анна Михайловна быстро поднимает выпавший из рук
старшей княжны портфель. Им сообщают, что граф скончался. Старшая княжна
бросает Пьеру в лицо обвинение, что он только этого и дожидался.
В
Лысых Горах, в имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидают приезда
молодого князя с княгиней. В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея
Болконского) и его дочь Марья, сестра Андрея. Старый князь лично занимался
воспитанием дочери и всю жизнь работал, «что-то делал — то писал мемуары, то
разбирал выкладки из высшей математики, то точил на станке табакерки, то
работал в саду...» Несмотря на то, что князь вышел в отставку, сам губернатор
время от времени является к нему и дожидается «приемного часа». Князь
отличается резкостью суждений и слывет жестким человеком. Он занимается со
своей дочерью геометрией, при этом часто выходит из себя, швыряет тетради,
бранит свою ученицу. Княжна Марья получает письмо от Жюли Карагиной, в котором
та описывает последние новости: о приближающейся войне, о Николае Ростове,
который поступил в полк, о смерти старого графа Безухова, который все
наследство оставил своему незаконному сыну Пьеру, признанному, впрочем, теперь
законным. Таким образом, Пьер оказывается владельцем огромного состояния, едва
ли не самого большого в России, а стало быть, завидным женихом. Жюли также
сообщает подруге, что Анна Михайловна, эта «всеобщая тетушка», пытается
устроить брак Анатоля, сына князя Василия, с Марьей, на которую пал выбор
потому, что «его хотят пристроить, женив на богатой и знатной девице». В
ответном письме Марья пишет Жюли, что она жалеет всех — и Пьера, и князя
Василия, который, по слухам, играл во всей этой истории весьма неблаговидную
роль, отмечает, что ко всему следует относиться по-христиански, брать пример с
божьих людей и проч.
Через
некоторое время в имение приезжает князь Андрей с женой. Женщины обмениваются
последними новостями, и среди прочего Марья узнает, что Андрей отправляется на
войну. Старый князь даже в честь приезда сына не меняет своего распорядка дня —
отводит для свидания с Андреем определенные часы. Отец и сын говорят о политике
и предстоящей войне. Князь Андрей ходит по имению, узнает комнаты, в которых он
вырос, знакомые с детства вещи. За обедом разговор о политике и о Наполеоне
возобновляется. Когда речь заходит о Суворове и князь Андрей пытается
усомниться в том, что Суворов во всех сражениях проявлял свой гений и талант
полководца, его отец выходит из себя и заявляет, что «никакой Бонапарте» с
Суворовым не сравнится. Князь Андрей обращает внимание на то, что у французов
хорошая армия, отличные солдаты, но тем не менее по порядку разбирает все
ошибки Наполеона. Отец замечает, что он прекрасно понимает политические
перспективы и «сам ночей не спит».
Вечером
следующего дня князь Андрей уезжает. Перед расставанием княжна Марья заходит к
брату и просит его быть поласковее с женой, которая, по ее словам, «совершенный
ребенок, такой милый, веселый ребенок». Она напоминает Андрею, что его жена
привыкла бывать в свете и теперь ей тяжело будет остаться в деревне без мужа и
того общества, к которому она привыкла. Марья замечает также, что ей
понравилась мадемуазель Бурьен, приехавшая вместе с молодым князем и его женой
(их компаньонка). Князь Андрей не разделяет мнения сестры. Он говорит, что
Марье, видимо, несладко живется с отцом — у того всегда был сложный характер. В
особенности князь Андрей не понимает отношения отца к религии — отношения
крайне негативного. Марья отвечает, что пыталась повлиять на отца — приводила в
гости какого-то монаха и проч. На прощание княжна Марья дает брату старинный
образок с изображенным на нем «Спасителем с черным ликом» и просит Андрея его
никогда не снимать — «его еще дедушка носил во всех войнах». Хотя Андрей
относится к подаркам такого рода скептически, но все же с благодарностью
принимает образок и Даже целует его. Напоследок князь Андрей признается сестре,
что он несчастлив в семейной жизни и что так же несчастлива его жена, хотя ни
ее, ни сам себя по отношению к ней он не может упрекнуть ни в чем. Князь Андрей
прощается с отцом, тот хвалит сына за то, что «за бабью юбку» не держится:
«Служба прежде всего». Андрей просит отца послать в Москву за акушером, когда у
жены начнутся роды, сообщает, что жена видела какой-то дурной сон и теперь
боится рожать. Отец во всем понимает сына, понимает и то, что Андрей несчастлив
в браке, утешает его тем, что «женщины все таковы», но обещает сделать все, как
подобает. Старый князь пишет письмо Кутузову с просьбой назначать Андрея «в хорошие
места... и долго адъютантом не держать» и отдает письмо сыну. Затем старый
Болконский говорит, что скорее всего умрет раньше сына, и просит после своей
смерти передать «записки» (мемуары) государю. Он отдает Андрею ломбардный билет
и письмо — «это премия тому, кто напишет историю суворовских войн». На прощание
он наказывает сыну вести себя «как подобает». Андрей просит отца в случае своей
гибели, «если родится мальчик, не отпускать его от себя и воспитать лично».
Прощаясь с Андреем, его жена падает без чувств. Князь Андрей уезжает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 |