Доклад: Пространство в осмыслении литературоведов и философов
К середине XX
века
интерес к образу Дома в русской литературе вновь усилился. Появились
произведения, в названиях которых присутствует слово «дом»: «Дом у дороги» А. Твардовского,
«Дом» Ф. Абрамова, «Дом на набережной» Ю. Трифонова и др.
В 1989 году И. Золотусский писал:
«…образ дома – любимый образ литературы последних лет. И будь это крестьянская
изба или городской дом у Ю. Трифонова, это все равно жилище,
пристань, а не место временного обиталища человека. Это не химера, не стойкая
башня, на этажах которой люди пожирают людей, а согретый материнским теплом
угол, очаг, где голоса стариков и детей не противоречат друг другу. Дом –
почка, дом – зерно, дом – завязь на ветви жизни – вот что сегодня для нашего
сознания дом».
В
этом же году другой известный критик Лев Аннинский на произведениях Вл.
Маканина, которого он назвал «писателем поселка», «колумбом барака», представил
иную картину – «междомья»: «образ жилья промежуточного, временного,
призрачного… Барак-жилье, сделавшееся единственным и незаменимым; это среда
обитания, устоявшаяся на перекрестке, на пересылке, на перевалке: на великом
перевалочном пункте, который проходила Россия на пути из деревни в город в
середине XX века».
Проблема
города и его соотношение с деревней тоже краеведческая тема, важная для России.
Один из бунинских героев «Деревни» говорит: «Да она (Россия) вся – деревня…
Глянь кругом-то: город это, по-твоему? Стадо каждый вечер – по улицам прет – от
пыли соседа не видать… А ты – «город»!».
Российские
города – особые. В середине 20-х
годов Н. и Т. Анциферовы выпустили трехтомную хрестоматию, где показали город
как место встречи разных культур. По наблюдениям Д.С. Лихачева, «одна из самых
типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город
виден издалека и как бы втянут в движение реки… Он проплывает мимо реки. И это
тоже присущее Руси ощущение родных просторов». К образу провинциального города
с разными художественными целями обращались многие русские писатели: А.С. Пушкин,
М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов,
Г. Успенский, М. Горький, С.И. Гусев-Оренбургский, И А. Бунин, А.И. Куприн и
т.д. М.М. Бахтин видел в «провинциальном городке» пример пересечения
пространственного и временного ряда.
Огромный
пласт русской литературы связан с русскими столицами. Кроме широко известных
произведений русских писателей, о столицах имеется целый ряд статей разных
авторов (писателей, критиков, философов, публицистов): «Петербургские записки»
Н.В. Гоголя, «Москва и Петербург» А.И. Герцена, «Петербург и Москва» В.Г. Белинского,
«Прогулки по Москве» К. Батюшкова, «Три столицы» Г.П. Федотова, «Учитель и
ученик. О словах, городах и народах»
В.
Хлебникова и др. О Петербурге писали А. Бенуа («Живописный Петербург»), П.Н. Столпянский,
И.М. Гревс, Е.П. Иванов, Н.П. Анциферов. Исследователь «Петербургского текста
русской литературы» В. Н Топоров обозначает наиболее значительные имена в свете
Петербургского текста: «…Пушкин и Гоголь как основатели традиции; Достоевский
как ее гениальный оформитель, сведший воедино в своем варианте Петербургского
текста как такового; Андрей Белый и Блок как ведущие фигуры того ренессанса
петербургской темы, когда она стала уже осознаваться русским интеллигентным
обществом; Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о
Петербурге, завершители Петербургского текста; Вагинов как закрыватель темы
Петербурга, «гробовых дел мастер». При обзоре авторов, чей вклад в создание
Петербургского текста наиболее весом, бросаются в глаза две особенности:
исключительная роль писателей – уроженцев Москвы (Пушкин, Лермонтов,
Достоевский, Григорьев, Ремизов, Андрей Белый и др.) и – шире – непетербуржцев
по рождению (Гоголь, Гончаров, чей вклад в Петербургский текст пока не оценен
по достоинству, Бутков, Вс. Крестовский, Г.П. Федотов и др. …».
Отмечая,
что Петербургский текст менее всего был голосом петербургских писателей о своем
городе, В.Н. Топоров подчеркивает: «Устами Петербургского текста говорила
Россия и прежде всего Москва. Потрясение от их встречи с Петербургом ярко
отражено в Петербургском тексте».
Ученый
считает создание Петербургского текста одним из самых весомых «ноосферических»
вкладов в русскую и мировую культуру. «По всему пространству этого текста
бродят тени Германна и Пиковой дамы, Медного Всадника и бедного Евгения, Акакия
Акакиевича и капитана Копейкина, Макара Девушкина и Голядкина. Прохарчина и
Раскольникова… и многих других».
И
читателю, даже никогда не бывавшему в Петербурге, благодаря Петербургскому
тексту знакомы многие места города: большой дом в районе Столярного переулка,
Кокушкин мост и канавы, Сенная площадь и т.д.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что в литературоведении наших дней
наметились новые тенденции, позволяющие создать в методике преподавания
литературы более современную концепцию использования краеведения в преподавании
литературы, учитывающую в анализе литературных произведений пространственные
отношения.
|