Дипломная работа: Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи
Интересную и
немаловажную роль в детективах Агаты Кристи играют неодушевленные предметы,
нередко выступающие в качестве деталей, через которые открываются особенности
окружающего мира. Они занимают особое место в романах, и у каждой есть свое
предназначение, нередко роковое: они несут страх. В романе «Кривой домишко»
такой деталью была записная книжка Джозефины. Эта деталь послужила ключом к
разгадке таинственных убийств в семействе Леонидисов. «Дедушка не позволил
мне учиться танцевать, поэтому я решила его убить… Я ненавижу няню… Ненавижу…
Ее я тоже убью…»[35].
Детективный роман
«Десять негритят» изобилует характерными деталями: это и фарфоровые фигурки
негритят, таинственным образом исчезающие со стола в гостиной, и часы с
медведем, которыми был убит Блор, и водоросли в комнате Веры. Все эти детали
несут смысловую нагрузку.
В готическом романе
детальный мир не представлен столь ярко, как в детективе, особенно Агаты
Кристи.
Важным элементом в
детективных романах Агаты Кристи являются различные песенки, считалки, детские
стишки. Берущие истоки в готическом жанре (различные легенды, поверия,
шифрованные семейные тайны), они выполняют функцию предопределения:
Десять
негритят отправились обедать,
Один
поперхнулся, их осталось девять.
Девять
негритят, поев, клевали носом,
Один
не смог проснуться, их осталось восемь.
Восемь
негритят в Девон ушли потом,
Один
не возвратился, остались всемером.
Семь
негритят дрова рубили вместе,
Зарубил
один себя – и осталось шесть их.
Шесть
негритят пошли на пасеку гулять,
Одного
ужалил шмель, их осталось пять.
Пять
негритят судейство учинили,
Засудили
одного, осталось их четыре.
Четыре
негритенка пошли купаться в море,
Один
попался на приманку, их осталось трое.
Трое
негритят в зверинце оказались,
Одного
схватил медведь, и вдвоем остались.
Двое
негритят легли на солнцепеке,
Один
сгорел – и вот один, несчастный, одинокий.
Последний
негритенок поглядел устало,
Он
пошел повесился, и никого не стало.[36]
Эта детская
считалка, которую все герои романа знали наизусть, стала неким сценарием ряда
убийств, совершившихся на Негритянском острове. Но, помимо предопределения, в
ней заложено и игровое начало как неверие в ужасное, которое может случиться.
Наделение детских
песенок, стишков, считалок функцией предопределения, несомненно, принадлежит
Агате Кристи. Для ее детективных романов свойственно вплетение подобных
элементов в повествование.
Заключение
Выполненная работа
позволила нам определить четкие рамки классического детектива, разграничить
детектив со смежными жанрами, выявить жанровые особенности готического романа
и проследить влияние традиций готического жанра на творчество Агаты Кристи.
Как мы могли
заметить, это влияние было достаточно сильным и значимым. Анализ детективных
повестей Агаты Кристи «Десять негритят» и «Кривой домишко» показал, что готический
роман привнес в творчество писательницы немало элементов, которые получили
определенное развитие, а затем трансформировались и стали неотъемлемой частью
детектива. Безусловно, готика обогатила детектив, наполнив его свой
специфичностью. Это проявилось, в первую очередь, в сюжетах детективных
повестей и романов Агаты Кристи и нашло отражение в творчестве в целом.
Что характерно: то,
что в готике объяснялось инфернальными силами, у Агаты Кристи получает
рациональное, разумное обоснование. Такая трансформация таинственного и
мистического во многом объясняется особенностями детективного жанра, где, как
правило, раскрытие преступления – следствие умственной работы и логических
рассуждений, в то время как в произведениях готики подобные рассуждения
излишни.
Трансформации
подвергнуто и готическое пространство: оно сохраняет замкнутость как свойство,
но становится изменчивым и вариативным, подчас даже допускается смешение
замкнутого – полузамкнутого. Развитие и изменение пространственного элемента у
Агаты Кристи также обусловлено особенностями детективного жанра.
На основании
проведенной работы можно сделать вывод: традиции готического жанра были
унаследованы детективной литературой в полной мере. Будучи в определенной
степени преемником готики, детектив вобрал в себя необходимые черты
«прародителя», что позволило детективу стать самостоятельным жанром и
развиваться дальше, а также открыть смежные с детективом жанры. Те же элементы
готики, которые в чистом виде не могли быть унаследованы детективом, были
подвергнуты трансформации, обусловленной канонами детективного жанра.
Список использованной
литературы.
1.
Адамов
А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М., 1980. – 353с.
2.
Анджапаридзе
Г.А. Мир Агаты Кристи// Кристи А. Загадка Ситтафорда: Романы, пьеса, рассказы.
– Л.: Лениздат, 1986. – С.659-671.
3.
Анджапаридзе Г.А. Обреченная на успех // Кристи А.
Сочинения в 3т. – М., 1992. – Т.3. – С.556-571
4.
Анджапаридзе
Г.А. Популярный жанр вчера и сегодня // Кестхейи Т. Антология детектива.
Следствие по делу о детективе. – Будапешт. – Корвина. – 1989. – С.5-17.
5.
Анджапаридзе
Г.А. Реквием в трех частях по жертвам «свободы» и «демократии»// Английский
политический детектив. Энтони Бивор. В интересах государства. Реймонд Хоуки.
Побочный эффект. Брайан Клив. Жестокое убийство разочарованного англичанина:
Романы. Пер. с англ./ Составл. и предисл. Г.А. Анджапаридзе. – М.: Радуга, -
1985. – С. 5-22.
6.
Астапенков
А. Агата Кристи – королева детектива// Книжное обозрение. – 1995. - 21 февраля
(№8) - С.16-17.
7.
Банникова
И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и
приложения.// http:// hclub.cluster.sgu.ru/lingvistic/11.htm
8.
Бавин
С.П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярная
библиографическая энциклопедия – М.: Кн. Палата, - 1991. – 206с.
9.
Бахтин
М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит.,
1975 – 504с.
10.
Бахтин
М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.//
М.М.Бахтин Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож.
лит., 1975 – С.234-408.
11.
Богуславская О.
Страшно, страшно поневоле… / О. Богуславская // Знамя. - 2003. - №7.
12.
Бондарев А.П.
Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен-Леон».// В. Годвин Сен-Леон.
Повесть шестнадцатого века. – М.: Ладомир, 2003. – С.5 – 32.
13.
Борхес Хорхе Луис
О Честертоне. Из книги «Новые расследования», 1952 -
http:/sophist.hotbox.ru/borges/ borges2.htm
14.
Брехт Б. О
популярности детективного романа.// Б. Брехт О литературе. Издание второе,
дополненное. – М.: Художественная литература, 1988 – С.279-287
15.
Вацуро В.Э.
Готический роман в России. Составление и подготовка текста по черновой рукописи
Т.Ф. Селезневой (Серия "Филологическое наследие") - М.: "Новое
литературное обозрение", 2002. - 544 с. - http://www.
16.
Вольский
Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. -
Новосибирск, 1996. – 216с.
17.
Вулис
А.В. В мире приключений: Поэтика жанра. –М.: Советский писатель, - 1986. –
384с.
18.
Вулис
А.В. Поэтика детектива./ А.В. Вулис // «Новый мир», 1978, №1 – С.244-258
19.
Гозенпуд
А.Детективная драма.// А. Гозенпуд Пути и перепутья. Английская и французская
драматургия ХХ века. – Л.: Искусство, 1967 – С. 84-111
20.
Горбачева
Ада Милорды, вперед! // «Знамя». – 1998. - №2 - Журнальный зал. Электронная
библиотека современных литературных журналов России. http://www.
21.
Жирмунский
В.М. Английский предромантизм.// В.М. Жирмунский Из истории западноевропейских
литератур. – Ленинград: Наука, - 1981. – С.149-175.
22.
Зверев
А. Храм Гекаты // Запретная книга – русский фэн-сайт Г.Ф.Лавкрафта. htm.
23.
Зоркая
Н. Проблема изучения детектива: опыт немецкого литературоведения. // Новое
литературное обозрение. – 1996. - №22 – С.65-77
24.
Ильина
Н. Что такое детектив? // Ильина Н. Белогорская крепость. Сатирическая проза
1955-1985. – М.: Советский писатель, 1989 – С.320-330
25.
История
зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. Спец. Вузов /
Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов
и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
Высш. шк.; 2001. — 335 с.
26.
Кавелти
Дж. Г. Изучение литературных формул// Новое литературное обозрение. - 1996- №
22 - С. 33 - 64
27.
Кестхейи
Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе. – Будапешт. – Корвина.
– 1989. –261с.
28.
Кириллова С. Леди убивают джентльменов. Женский детектив.
Тенденция. -http://www.
29.
Лавкрафт Г.Ф.Помни о Смерти: Готические ужасти //
"Мир фантастики". - 2004. - № 8. – С.25-48.
30.
Малахов О. Литература ужасов/ О. Малахов, А. Василенко –
2000. – специально для «Российского избирателя» - http://www.
31.
Маркулан
Я. Детектив. Что это такое? Морфология жанра.// Я.Маркулан Зарубежный
кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.:
Искусство, 1975, С.6-50
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |