рефераты рефераты
Главная страница > Дипломная работа: Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи  
Дипломная работа: Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи
Главная страница
Новости библиотеки
Форма поиска
Авторизация




 
Статистика
рефераты
Последние новости

Дипломная работа: Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи

      Интересную и немаловажную роль в детективах Агаты Кристи играют неодушевленные предметы, нередко выступающие в качестве деталей, через которые открываются особенности окружающего мира. Они занимают особое место в романах, и у каждой есть свое предназначение, нередко роковое: они несут страх. В романе «Кривой домишко» такой деталью была записная книжка Джозефины. Эта деталь послужила ключом к разгадке таинственных убийств в семействе Леонидисов. «Дедушка не позволил мне учиться танцевать, поэтому я решила его убить… Я ненавижу няню… Ненавижу… Ее я тоже убью…»[35].

    Детективный роман «Десять негритят» изобилует характерными деталями: это и фарфоровые фигурки негритят, таинственным образом исчезающие со  стола в гостиной, и часы с медведем, которыми был убит Блор, и водоросли в комнате Веры. Все эти детали несут смысловую нагрузку.

      В готическом романе детальный мир не представлен столь ярко, как в детективе, особенно Агаты Кристи. 

     Важным элементом в детективных романах Агаты Кристи являются различные песенки, считалки, детские стишки. Берущие истоки в готическом жанре (различные легенды, поверия, шифрованные семейные тайны), они выполняют функцию предопределения:

                   Десять негритят отправились обедать,

                   Один поперхнулся, их осталось девять.

                   Девять негритят, поев, клевали носом,

                   Один не смог проснуться, их осталось восемь.

                   Восемь негритят в Девон ушли потом,

                   Один не возвратился, остались всемером.

                   Семь негритят дрова рубили вместе,

                   Зарубил один себя – и осталось шесть их.

                   Шесть негритят пошли на пасеку гулять,

                   Одного ужалил шмель, их осталось пять.

                   Пять негритят судейство учинили,

                   Засудили одного, осталось их четыре.

                   Четыре негритенка пошли купаться в море,

                   Один попался на приманку, их осталось трое.

                   Трое негритят в зверинце оказались,

                   Одного схватил медведь, и вдвоем остались.

                   Двое негритят легли на солнцепеке,

                   Один сгорел – и вот один, несчастный, одинокий.

                   Последний негритенок поглядел устало,

                   Он пошел повесился, и никого не стало.[36]

         Эта детская считалка, которую все герои романа знали наизусть, стала неким сценарием ряда убийств, совершившихся на Негритянском острове. Но, помимо предопределения, в ней заложено и игровое начало как неверие в ужасное, которое может случиться.

      Наделение детских песенок, стишков, считалок функцией предопределения, несомненно, принадлежит Агате Кристи. Для ее детективных романов свойственно вплетение подобных элементов в повествование.

Заключение


    

     Выполненная работа позволила нам определить четкие рамки классического детектива, разграничить детектив со смежными жанрами,  выявить жанровые особенности готического романа и проследить влияние традиций готического жанра на творчество Агаты Кристи.

     Как мы могли заметить, это влияние было достаточно сильным и значимым. Анализ детективных повестей Агаты Кристи «Десять негритят» и «Кривой домишко» показал, что готический роман привнес в творчество писательницы немало элементов, которые получили определенное развитие, а затем трансформировались и стали неотъемлемой частью детектива. Безусловно, готика обогатила детектив, наполнив его свой специфичностью. Это проявилось, в первую очередь, в сюжетах детективных повестей и романов Агаты Кристи и нашло отражение в творчестве в целом.

      Что характерно: то, что в готике объяснялось инфернальными силами, у Агаты Кристи получает рациональное, разумное обоснование. Такая трансформация таинственного и мистического во многом объясняется особенностями детективного жанра, где, как правило, раскрытие преступления – следствие умственной работы и логических рассуждений, в то время как в произведениях готики подобные рассуждения излишни.

     Трансформации подвергнуто и готическое пространство: оно сохраняет замкнутость как свойство, но становится изменчивым и вариативным, подчас даже допускается смешение замкнутого – полузамкнутого. Развитие и изменение пространственного элемента у Агаты Кристи также обусловлено особенностями детективного жанра.

      

                  

    На основании проведенной работы можно сделать вывод: традиции готического жанра были унаследованы детективной литературой в полной мере. Будучи в определенной степени преемником готики, детектив вобрал в себя необходимые черты «прародителя», что позволило детективу стать самостоятельным жанром и развиваться дальше, а также открыть смежные с детективом жанры. Те же элементы готики, которые в чистом виде не могли быть унаследованы детективом, были подвергнуты трансформации, обусловленной канонами детективного жанра.

Список использованной литературы.

1.  Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя.  – М., 1980. – 353с.

2.  Анджапаридзе Г.А. Мир Агаты Кристи// Кристи А. Загадка Ситтафорда: Романы, пьеса, рассказы. – Л.: Лениздат, 1986. – С.659-671.

3.  Анджапаридзе Г.А. Обреченная на успех // Кристи А. Сочинения в 3т. – М., 1992. – Т.3. – С.556-571

4.  Анджапаридзе Г.А. Популярный жанр вчера и сегодня // Кестхейи Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе.  – Будапешт. – Корвина.  – 1989. – С.5-17.

5.  Анджапаридзе Г.А. Реквием в трех частях по жертвам «свободы» и «демократии»// Английский политический детектив. Энтони Бивор. В интересах государства. Реймонд Хоуки. Побочный эффект. Брайан Клив. Жестокое убийство разочарованного англичанина: Романы. Пер. с англ./ Составл. и предисл. Г.А. Анджапаридзе. – М.: Радуга, - 1985. – С. 5-22.

6.  Астапенков А. Агата Кристи – королева детектива// Книжное обозрение. – 1995. -  21 февраля (№8) -  С.16-17.

7.  Банникова И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения.// http:// hclub.cluster.sgu.ru/lingvistic/11.htm

8.  Бавин С.П. Зарубежный детектив ХХ века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия – М.: Кн. Палата, - 1991. – 206с.

9.  Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975 – 504с.

10.  Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.// М.М.Бахтин Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975 – С.234-408.

11.  Богуславская О. Страшно, страшно поневоле… / О. Богуславская // Знамя. -  2003. - №7.

12.  Бондарев А.П. Проблема человека в романе Вильяма Годвина «Сен-Леон».// В. Годвин Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. – М.: Ладомир, 2003. – С.5 – 32.

13.  Борхес Хорхе Луис О Честертоне. Из книги «Новые расследования», 1952 - http:/sophist.hotbox.ru/borges/ borges2.htm

14.  Брехт Б. О популярности детективного романа.// Б. Брехт О литературе. Издание второе, дополненное. – М.: Художественная литература, 1988 – С.279-287

15.  Вацуро В.Э. Готический роман в России. Составление и подготовка текста по черновой рукописи Т.Ф. Селезневой (Серия "Филологическое наследие")   - М.: "Новое литературное обозрение", 2002. - 544 с. - http://www. 

16.  Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления.  - Новосибирск, 1996. – 216с.

17.  Вулис А.В. В мире приключений: Поэтика жанра. –М.: Советский писатель, - 1986. – 384с.

18.  Вулис А.В. Поэтика детектива./ А.В. Вулис  // «Новый мир», 1978, №1 – С.244-258

19.  Гозенпуд А.Детективная драма.// А. Гозенпуд Пути и перепутья. Английская и французская драматургия ХХ века. – Л.: Искусство, 1967 – С. 84-111

20.  Горбачева Ада Милорды, вперед! // «Знамя». – 1998. - №2  - Журнальный зал. Электронная библиотека современных литературных журналов России. http://www.  

21.  Жирмунский В.М. Английский предромантизм.// В.М. Жирмунский Из истории западноевропейских литератур. – Ленинград: Наука, - 1981. – С.149-175.

22.  Зверев А. Храм Гекаты // Запретная книга – русский фэн-сайт Г.Ф.Лавкрафта. htm.

23.  Зоркая Н. Проблема изучения детектива: опыт немецкого литературоведения. // Новое литературное обозрение. – 1996. - №22 – С.65-77

24.  Ильина Н. Что такое детектив? // Ильина Н. Белогорская крепость. Сатирическая проза 1955-1985. – М.: Советский писатель, 1989 – С.320-330

25.  История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Л. В. Сидорченко, Е. М. Апенко, А. В. Белобратов и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.; 2001. — 335 с.

26.  Кавелти Дж. Г. Изучение  литературных  формул// Новое литературное обозрение. - 1996- № 22  - С. 33 - 64

27.  Кестхейи Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе.  – Будапешт. – Корвина.  – 1989. –261с.

28.  Кириллова С. Леди убивают джентльменов. Женский детектив. Тенденция. -http://www. 

29.  Лавкрафт Г.Ф.Помни о Смерти: Готические ужасти // "Мир фантастики". -  2004. - № 8. – С.25-48.

30.  Малахов О. Литература ужасов/ О. Малахов,  А. Василенко – 2000. – специально для «Российского избирателя» - http://www. 

31.  Маркулан Я. Детектив. Что это такое? Морфология жанра.// Я.Маркулан Зарубежный кинодетектив. Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. Л.: Искусство, 1975, С.6-50

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

рефераты
Новости