Формирование внимания
Формирование внимания
Формирование внимания
Взаимодействие различных участков мозга
Внимание
проявляется в возможности сосредоточиться на чем-то. Если подойти к этому
вопросу с точки зрения нейропсихологии, то, очевидно, что в этот момент
происходит взаимодействие лобных отделов мозга с глубинными, отвечающими за
активацию или торможение коры. Происходит совместная избирательная активация
тех или иных участков мозга. Поэтому мы можем, к примеру, читать в библиотеке,
не обращая внимания на то, что делается вокруг, на фоне гула голосов.
Чтобы
сформировалось устойчивое внимание необходимо, чтобы глубинные отделы работали
как можно лучше, а они больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и
перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность
ребенка и его возможности находиться в состоянии бодрствования.
Зрелость
лобных отделов появляется раньше у девочек (к 18 годам), позже у мальчиков (к
21 году). Причем все проблемы, включая травмы, питание и пр. могут отражаться
на формировании лобных отделов головного мозга.
Видно,
что функция внимания непосредственно зависит от зрелости эволюционно ранних
отделов мозга, подвергающихся большому риску во время раннего развития, и от
зрелости отделов, которые формируются достаточно поздно и требуют постоянной
тренировки.
Мозг
развивается во время активной работы, и число нервных клеток растет у ребенка
от рождения до года. И активно растут нервные связи, некоторая часть которых
позже отмирает.
Формирование внимания матерью
Когда
ребенок в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его нервные
клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель. Многое зависит от
матери, т.к. больше всего ребенок получает именно от нее тактильную и
зрительную информацию.
Интерес
ребенка к игрушке и его двигательные операции с ней возможны только при наличии
у него энергетического тонуса, что напрямую зависит от матери. При контакте с
мамой, малыш оживляется, и действия с игрушкой оставляют незабываемый след в
мозгу ребенка. Эмоциональная (когнитивная) подпитка, исходящая от матери
позволяет ему быстро развиваться.
Остается
пожелать мамам побольше общаться с ребенком, хотя зачастую это очень непросто
сделать в нашем мире, в борьбе за выживаемость.
Целенаправленное формирование внимания
Итак,
условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на
нем и отвлечение от посторонних раздражителей. Человек (взрослый или ребенок) —
"жертва пере-информированности" уже не в состоянии сконцентрировать
свое внимание на каком-либо объекте довольно продолжительное время, выделить
необходимое, а ведь ему надо учиться, работать. Очевидно, что ему уже
необходима помощь психолога, вооруженного современными методами тестирования.
В
воспитании внимания человека важно поставить перед ним цель. Она может быть
предложена самим человеком или сформулирована кем-то другим (учителем,
работодателем или кем-то еще).
Запрограммировать
все воздействия на человека и обеспечить только целенаправленное формирование
его внимания, наверно, практически невозможно даже в условиях эксперимента.
Улица, соученики, соседи, случайные книги, средства информации — все это влияет
на формирование внимания. Именно перед взрослым человеком довольно часто встает
задача собственного самовоспитания и перевоспитания.
Целенаправленное
формирование внимания, или еще можно назвать его осознанным, осуществляется с
помощью повседневной учебной и воспитательной работы. Процесс формирования
внимания представляет собой процесс взаимодействия обучающего и обучаемого.
Задача
обучающего — противостоять всем арсеналом своих методов стихии
"пере-информированности", если она чревата отрицательными
результатами. При этом деятельность обучающего будет наиболее эффективна тогда,
когда он способен указать соответствующие пути, средства и методы. И он должен
побудить обучаемого, работать над собой самостоятельно, т.е. заниматься
само-формированием своего внимания.
При
обучении следует помнить, что существует закон "кризисов внимания",
т.е. человек может воспринимать устную информацию определенными дозами
(квантами). Длительность первой дозы составляет 10-15 минут. Затем наступает
небольшое торможение — мозгу нужен отдых хотя бы на одну-две минуты. Так
появляется первый "кризис внимания". В это время происходит полное отключение,
и человек просто перестает воспринимать все, что говорится.
Следующая
длительность восприятия информации такая же или чуть меньше. И опять наступает
"кризис внимания" — необходима передышка. Третий и последний
"кризис внимания" наступает после второго через 8-10 минут, после
чего наступает глубокое торможение. Эти моменты следует учитывать
преподавателям и соответственно строить свои уроки (лекции), чтобы шуткой или
ярким примером, в нужный момент сделать необходимую разгрузку.
Рассеянность
Но
иногда человек может из-за глубокой концентрации внимания на своей цели стать
рассеянным в жизни. По внешней картине поведения кажется, что этот человек
вообще рассеянный, но эта рассеянность мнимая: она является следствием
концентрации внимания на одном объекте, ставшем средоточением всех сил
личности.
Рассеянность
как особое состояние внимания также переживается каждым человеком, она обычно
возникает по двум причинам: зависимость от окружающей обстановки и ваших
собственных внутренних мыслей.
Усталость
после напряженного учебного или трудового дня, озабоченность своими мыслями,
выполнение монотонного малоинтересного дела, огромный поток информации,
полученный в течение дня — эти и другие причины могут вызвать состояние
рассеянности. В этих случаях человек может стать невнимательным.
Хорошо,
если к человеку после непродолжительного отдыха вернется его внимательность, но
может случиться, что потребуются специальные меры для регулировки улучшения
внимания.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/
|