Плавание Г.И. Невельского на транспортном судне «Байкал» в 1848 – 1849 гг.
Плавание Г.И. Невельского на транспортном судне «Байкал» в 1848 – 1849 гг.
Плавание Г.И. Невельского на транспортном судне
«Байкал» в 1848 – 1849 гг.
В
1843 г. русское правительство учредило так называемый Особый комитет для
обсуждения и выработки мер по укреплению своих позиций на Дальнем Востоке в
связи с изменившейся там обстановкой. Для перехода к практическим мерам,
связанным с обеспечением безопасности русских владений на Дальнем Востоке,
необходимо было предварительно решить вопрос о судоходности устья Амура. В
декабре 1844 г. было решено осуществить это силами и средствами
Российско-Американской компании. За подготовкой экспедиции на Амур внимательно
следила местная сибирская администрация, которая особенно отчетливо
представляла важное значение этой водной магистрали для развития края.
5
мая 1846 г. из Ново-Архангельска в район Амура вышел бриг «Константин» под
командованием поручика корпуса флотских штурманов А.М. Гаврилова. Как явствует
из рассказа Гаврилова и некоторых других данных, из-за ограниченности во
времени работы по исследованию Амура фактически не были завершены. Об этом
свидетельствовала и карта, приложенная к журналу плавания. Сам руководитель
экспедиции испытывал чувство неудовлетворенности. Тем не менее, Ф.П. Врангель,
опытнейший географ и моряк, которому были переданы на отзыв материалы плавания
А.М. Гаврилова, сделал вывод о несудоходности Амура.
Не
прошло и года, как перед русским правительством был вновь поставлен вопрос о
необходимости повторного исследования устья Амура. Инициатором посылки новой
экспедиции в этот район выступил талантливый морской офицер Геннадий Иванович
Невельской.
Г.И.
Невельской родился 23 ноября 1813 г. в семье потомственного морского офицера.
Одиннадцати лет он лишился отца, а в 15 лет был определен в морской корпус,
который и окончил с отличием. С 1829 по 1847 гг. плавал на разных судах в
Балтийском, Северном и Средиземноморском морях и в совершенстве изучил морское
дело. Еще в кадетском корпусе, которым руководил знаменитый И.Ф. Крузенштерн,
Невельской познакомился с литературой по амурскому вопросу, тщательно изучил ее
и пришел к мысли, что такая полноводная и могучая река не может теряться в
наносных песках, а должна иметь выход в океан. С годами Невельской все более
задумывался об организации специальной экспедиции для исследования бассейна
Амура и других районов Дальнего Востока.
В
реализации планов ему помог знаменитый русский мореплаватель Ф.П. Литке. Когда
в 1847 г. Невельской возвратился в Петербург из очередного плавания по
Балтийскому морю, он узнал о своем назначении командиром транспортного судна
«Байкал», которое должно было отправиться на Дальний Восток. Начальник главного
морского штаба А.С. Меншиков рекомендовал Невельскому обратиться к Н.Н.
Муравьеву, который в то время находился в Петербурге. Идея нового исследования
Амура, изложенная Невельским, заинтересовала молодого генерал-губернатора,
который обещал свою поддержку. Невельскому было тогда 33 года, а Муравьеву – 38
лет.
Для
Невельского наступила горячая пора. Тем временем транспорт «Байкал» был
подготовлен к плаванию. 21 августа 1848 г. судно снялось с якоря на
кронштадском рейде и вышло в далекий путь. Это был небольшой корабль
водоизмещением 250 тонн, длиной 94 фута, шириной 27 футов 7 дюймов и с полной
осадкой в 12 футов 9 дюймов. Несмотря на небольшие размеры, судно обладало
хорошими мореходными качествами. 12 мая транспорт вошел в Петропавловский порт,
путь от Кронштадта до Петропавловска «Байкал» проделал за 8 месяцев и 23 дня.
22
июля 1849 г. Г.И. Невельской совместно со своими офицерами и матросами открыл
проход из Татарского пролива в Амурский лиман. Это выдающееся событие он описал
много лет спустя таким образом: «22-го мая 1849 года достигли того места, где
этот матерой берег сближается с противоположным ему сахалинским. Здесь-то,
между скалистыми мысами на материке, названными мною Лазарева и Муравьева, и
низменным мысом Погоби на Сахалине, вместо найденного Крузенштерном, Лаперузом,
Броутоном и в 1846 году Гавриловым низменного перешейка, мы открыли пролив
шириною в 4 мили и с наименьшею глубиною 5 саженей (морская сажень – 1.83 м).
Продолжая путь свой далее к югу и достигнув 24 июля широты 51естґ, т.е. той, до
которой доходили Лаперуз и Броутон, мы возвратились обратно и, проследовав
открытым нами Южным проливом, не теряя нити глубин, выведших нас из Татарского
залива (пролива) в лиман, направились вдоль западного берега Сахалина».
Теперь
тот факт, что Сахалин – остров, а устье Амура судоходно и имеет два выхода – на
север в Охотское море и на юг – в Татарский пролив, не вызывал сомнений.
Программа исследований экспедиции была успешно завершена. Плавание «Байкала»
положило начало систематическим гидрографическим съемкам. Со всей очевидностью
встал вопрос о необходимости посылки в этот район научной экспедиции для
планомерного осуществления гидрографических и географических исследований.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fegi.ru
|